ДОКЛАД об основных итогах работы Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области в 2013 году

19 июня 2014 года

ДОКЛАД

об основных итогах работы Правительства Омской области по 
социально-экономическому развитию Омской области в 2013 году

Уважаемые депутаты!

Уважаемые приглашенные!

В соответствии с Уставом Омской области представляется отчет о работе Правительства Омской области перед Законодательным Собранием.

Важнейшим направлением деятельности в 2013 году стала реализация майских указов Президента Российской Федерации. Хотелось бы отметить, что в полном объеме было обеспечено финансирование мероприятий в рамках их исполнения.

Также заложен фундамент для наших последующих действий в новой Стратегии социально-экономического развития региона до 2025 года.

Ключевые достижения 2013 года представлены на слайде. Наш регион – лидер в России по приросту сельхозпродукции. В числе лучших мы по развитию малого предпринимательства. Введен крупнейший в постсоветский период завод по производству полипропилена. На полторы тысячи больше чем в 2012 году было создано дополнительных мест дошкольного образования.

Безусловно, экономика области не может не испытывать нестабильность мировых и общероссийских процессов. Темпы социально-экономического развития показывают сегодня невысокую динамику. Но по приросту ряда показателей регион превышает среднероссийский уровень.

По оценке итогов развития за 2013 год международное рейтинговое агентство Мудис Интерфакс подтвердило рейтинг Омской области как региона с повышенной кредитоспособностью по сравнению с другими субъектами России. На слайде показаны также другие рейтинги Омской области, которые отражают инвестиционную устойчивость нашего региона.

Валовой региональный продукт по оценке вырос к уровню 2012 года на 4 процента при среднероссийском росте ВВП 1,3 процента. Это обеспечено, прежде всего, за счет роста в экономикообразующих отраслях – обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Если по России промышленное производство показало рост всего в пределах 0,4 процента, то в Омской области прирост – 3 процента, а в обрабатывающей промышленности – более 4.

Наибольший рост показали нефтеперерабатывающая и химическая отрасль, производство электрооборудования, машин, транспортных средств, стройиндустрия, деревопереработка.

В то же время есть отрасли, которые снизили объемы по сравнению с 2012 годом. Это производство продуктов питания, что связано со снижением производства алкогольной продукции на предприятиях, расположенных на территории Омского региона.

Также зафиксировано снижение в легкой промышленности и металлургии. Хотя эти отрасли и занимают небольшой процент в общих объемах, надо детально разбираться в причинах. Закрытие любого из предприятий, либо сокращение его потенциала ведет к сокращению рабочих мест. А эти рабочие места надо чем-то замещать.

Хотелось бы отметить тенденцию развития в сельском хозяйстве. Высокий урожай зерновых обеспечил нам лидерство среди регионов России по темпам роста – это более 28 процентов к уровню 2012 года. Бесспорно, это достойный результат. Собрано 3 млн. 400 тыс. тонн зерна.

По стоимости минимального набора продуктов питания среди регионов Сибирского федерального округа Омская область на протяжении уже ряда лет занимает лидирующую позицию.

Кроме того, за счет механизма регионального фонда зерна зафиксированы и до конца текущего года будут стабильными цены на хлеб массовых сортов. 
Но здесь нельзя не сказать о проблемах, которые были и останутся в 2014 году в поле приложения усилий органов власти.

В 2013 году произошел спад в животноводстве (98,7 %) за счет сокращения поголовья КРС.

Хотя объем производства молока на душу населения у нас превышает средний показатель по Сибирскому федеральному округу в 1,3 раза, этому вопросу необходимо уделять пристальное внимание с набором конкретных действий и механизмов реагирования, о чем будет сказано ниже.

В прошлом году объем инвестиций в целом по региону сократился на 7 процентов, что стало также отражением макроэкономических тенденций. В предыдущие годы были большие объемы вложений в проекты, которые завершены уже в 2013 году. Введен завод по производству полипропилена, который вышел на проектную мощность 180 тыс. тонн в год, была закончена и сдана в эксплуатацию парогазовая установка на ТЭЦ-3. Плюс – завершенные проекты по строительству очистных сооружений "Сан ИнБев" и комбикормового завода "РУСКОМ-Агро".

Отрицательный тренд в инвестиционном секторе – это для нас сигнал, который говорит о снижении экономической активности, эффективности бизнеса, росте его издержек. Сальдированная прибыль предприятий в 2013 году уменьшилась почти на 29 процентов. Это, безусловно, очень много, даже принимая во внимание высокую базу предыдущих лет.

Поэтому наша задача для изменения этого тренда – запуск механизмов, которые дадут импульс для экономического роста, основанного на внедрении инноваций, развитии новых высокотехнологичных производств в рамках реализации кластерной политики, которую мы определили для себя как основной источник развития региона.

В этом направлении уже сделан ряд серьезных шагов. Первое - пакет инвестиционных законов усилен в части расширения категорий организаций, которым предоставляются инвестиционно ориентированные налоговые преференции.

Опыт этих преференций в Омской области показал их эффективность, что еще раз подтверждает необходимость постоянной работы в этом направлении, разработки новых направлений поддержки.

Организациями, которые уже пользуются налоговыми преференциями, ведется активная инвестиционная деятельность. За период действия льгот ими запущены новые производства, выведены на рынок новые марки продукции, создано около тысячи новых рабочих мест. О высокой эффективности льгот говорит тот факт, что на один рубль "налоговых расходов" областного бюджета приходится практически 45 рублей увеличения стоимости основных фондов.

Впервые в нашей региональной практике был предоставлен инвестиционный налоговый кредит. Пионером стал проект акционерного общества "Высокие технологии".

Изменение подходов к работе с инвесторами произошло не только в правовом поле, но и в организационном. Появились принципиально новые элементы инвестиционной инфраструктуры.

Во-первых, это специализированная структура по работе с инвесторами – Корпорация развития. Ее создание – требование времени. Сегодня инвесторам нужны не только налоговые льготы. Не менее важно содействие в сфере сопровождения проектов, организации их финансирования, проектного управления. Корпорация позволяет выстроить работу с инвесторами в рамках "одного окна".

Но надо признать, что пока эта структура не заработала в том формате, который мы определяли. Это связано с недостаточной работой и настойчивостью сотрудников Корпорации и регионального Правительства, Минэкономики, которые должны были обеспечить, чтобы Корпорация стала более эффективным элементом инвестиционной инфраструктуры.

Во-вторых, в прошлом году создан Инвестиционный совет при Губернаторе. Обсуждение в открытом формате сложных, межуровневых вопросов позволит ускорить вхождение инвесторов в наш регион, упростить самый сложный этап – начало реализации проекта. Речь идет в первую очередь о помощи по снятию барьеров для бизнеса, согласованию различных разрешительных процедур, упрощению работы с контролирующими органами.

На Совете в декабре 2013 года утверждены концепции развития агропищевого и лесопромышленного кластеров, а в начале апреля этого года – концепция развития кластера высокотехнологичных компонентов и систем.

В целом, надо отметить, что в рамках Стратегии в прошлом году проведена большая работа по формированию и развитию кластеров, которые относятся к безусловным приоритетам. Оценены ресурсы и потенциальные возможности формируемых кластерных структур. Определены векторы взаимодействия компаний внутри кластеров. Зная направления движения, на этой базе начинаем строить практическую кооперацию и соответствующую систему поддержки "под кластеры", тем самым стимулируя спрос на омскую продукцию и обеспечивая ее конкурентоспособность.

Начата проработка вопросов создания на территории Омской области технопарков и индустриального парка.

С учетом задачи модернизации промышленного комплекса страны сегодня надо максимально задействовать все имеющиеся механизмы для укрепления конкурентоспособности, научно-производственного и инженерного потенциала омской промышленности, в том числе оборонно-промышленного комплекса.

Кроме того, большой интерес представляет развитие сотрудничества с крупными федеральными промышленными холдингами.

На сегодняшний день заключено три соглашения о сотрудничестве, это ОАО "НПК "Уралвагонзавод им. Ф.Э. Дзержинского", ОАО "Корпорация Тактическое ракетное вооружение", ОАО "Российская электроника", два в проработке: ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют".

Реализация соглашений позволит повысить степень взаимодействия с руководством головных корпораций в решении социальных вопросов, в кадровой политике, в создании благоприятных условий для развития омских филиалов, задействованных в сфере оборонной промышленности.

На заседании Экспертного совета при Совете Федерации 7 июня 2014 года обозначены планы федерального Правительства по разработке отдельной государственной программы в сфере ОПК. Уверен, что заключенные нами соглашения помогут максимально учесть при этом интересы омских филиалов, поддержать их в полном объеме.

В качестве дополнительной точки приложения сил может стать участие омских промышленников в федеральной программе развития Арктической зоны России. Работа в данном направлении с федеральными органами власти и с компаниями, задействованными в Арктической программе, сегодня ведется.

Омская область единственный регион, не граничащий с Арктикой, который обозначил свою роль в её освоении. Это мы заявили на Арктическом Форуме в декабре 2013 года, и были поддержаны в том, что промышленность Омской области готова участвовать в развитии Арктического побережья. Готовится заявка на поставку оборудования для федеральных силовых структур. Подготовлена и утверждена Военно-промышленной комиссией при Правительстве России "Дорожная карта" по программе "Инновационный транспорт Севера". Планируется изменение формата следующей выставки ВТТВ ("Омск - ВТТВ - Арктика") – с демонстрацией сил по участию регионов в процессах освоения арктического шельфа.

Отдельная тема – импортозамещение. В начале года подписана Дорожная карта проекта по расширению использования высокотехнологичной продукции Омской области в интересах "Газпрома". В ней пошагово прописаны и уже реализуются действия по внедрению новых технологий и оборудования.

На сегодняшний день сформирован реестр продукции, он постоянно расширяется. Ряд промышленных предприятий намерены показать свою конкурентоспособность и войти в число сертифицированных поставщиков "Газпрома".

На текущий момент "Газпром комплектация" уже приобретает продукцию "НПО "МИР", "Электроточприбора", "Эталона", "Завода Сибгазстройдеталь". Наша задача на перспективу – удвоить тот объем продукции, которую закупает «Газпром» за счет предприятий омского региона. Кстати, по вопросам сотрудничества с "Газпромом" нами определен целый комплекс проектов и направлений – не только промышленного, но и социального характера.

Да, эти перспективные проекты очень интересны в плане развития экономики области. Но в то же время мы не абстрагируемся от проблем конкретных предприятий. Пристального внимания требует ситуация с НПО "Мостовик". Предпринимаются все максимально возможные меры на федеральном уровне, в том числе и участие Правительства РФ. Мы понимаем, что проблема быстро не решится. Но проблема есть, и мы готовы ее решать.

Далее – о развитии АПК. Существующие в этой сфере проблемы должны стать предметом конкретной работы Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Оно должно быть более оперативным, прогнозировать тенденции и своевременно реагировать на них. Да и Министерство экономики в этом плане должно содействовать.

Определенные шаги уже сделаны.

Правительством Омской области взят курс на поддержку модернизации и технического переоснащения животноводческих комплексов.

В 2013 году проведена реконструкция и модернизация животноводческих помещений в 26 хозяйствах с вводом в эксплуатацию 12 новых современных доильных залов. Это совершенно новый уровень ведения животноводства, основанный на беспривязном содержании крупного рогатого скота.

А в этом году уже введены в эксплуатацию после реконструкции и модернизации 3 животноводческих комплекса в Любинском, Азовском и Шербакульском районах.

Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию в отрасли. По состоянию на 1 июня поголовье коров увеличилось к началу года на 3,2 тысячи голов. Объем производства молока к уровню прошлого года увеличился более чем на 6,3 тыс. тонн. 
Изменены подходы к субсидированию производителей молока – чем выше сортность, тем больше ставка субсидии. Объем выплаченных субсидий для сельхозорганизаций увеличился в 1,8 раза по сравнению с 2012 годом.

Значительно улучшились качественные показатели – сельскохозяйственными организациями высшим сортом реализовано почти 70 процентов молока, это больше на 28 процентов, чем в 2012 году.

В 2013 году освоены и внедрены новые формы и методы поддержки, продиктованные присоединением России к ВТО, – субсидии по несвязанной поддержке.

И здесь у нас накоплен пусть пока небольшой, но весьма полезный опыт. Например, мы видим, что несвязанная поддержка в области растениеводства стала одним из инструментов пополнения оборотных средств аграриев. Это очень важно для эффективного проведения сезонных полевых работ.

Также дан старт внедрению государственной информационной системы, обеспечивающей контроль посевов.

Организован целый ряд мероприятий федерального уровня, что позволило сформировать положительный имидж региона в России и в ближнем зарубежье. Это ХI Сибирская агротехническая выставка-ярмарка АгроОмск-2013, Зерновой форум Сибири, Всероссийская научно-практическая конференция по вопросам развития льноводства.

Наши сельхозтоваропроизводители оперативно отреагировали на обращение Дальневосточного региона и оказали гуманитарную помощь населению, пострадавшему от наводнения. В регионы Дальневосточного округа были направлены зерно, картофель и овощи.

Кроме того, сегодня ведется плановая работа с предприятиями Дальневосточного округа по развитию взаимовыгодного сотрудничества в расширении ассортимента поставляемых продуктов питания и продукции из нашего региона.

Значительного усиления требует работа по поддержке местной переработки, продвижению омских товаров на рынок, развитию логистики для омских товаропроизводителей. В прошлом году уже начата работа по созданию логистического центра по переработке и реализации овощей.

В 2013 году продолжено строительство производственного комплекса по глубокой переработке масличных культур мощностью более 140 тыс. тонн в год в Таврическом районе. Общий объем инвестиций по проекту оценивается в сумме около 1,2 млрд. рублей. В третьем квартале этого года планируется ввод в эксплуатацию цеха отжима масла. С инвестором прорабатываются вопросы стопроцентной загрузки производства масленичных культур сырьем наших сельхозтоваропроизводителей.

В прошлом году началась реализация проекта строительства в Омске завода по переработке молока мощностью до 200 тонн молока – сырья (ООО "МилкОм"), запуск которого планируется во втором полугодии текущего года.

В 2013 году начата проработка участия области в Пекинской программе по производству в России и экспорту в Китай пивоваренного ячменя.

С китайской стороной прорабатывается вопрос о поставке первой партии омского ячменя. Сегодня эти переговоры в стадии завершения. Китай нам интересен не только как потребитель пивоваренного ячменя, но и как партнер, с которым можно выстраивать торговые отношения.

И в целом сегодня мы позиционируем себя как регион – ворота в Азию. Этому способствует также статус приграничного региона.

В настоящее время большое внимание уделяется евразийской интеграции. Переход к евразийскому экономическому союзу – это эволюционный процесс. Мы прошли этап формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Омская область уже ощущает плюсы от этого интеграционного процесса. Казахстан и Беларусь входят в тройку крупнейших торгово-экономических патнеров нашего региона. Товарооборот с этими странами составляет около 40 процентов общего внешнеторгового оборота.

Существенный прогресс достигнут в развитии взаимоотношений с Республикой Беларусь. В ходе состоявшегося в марте прошлого года визита подписан важнейший документ – Программа развития сотрудничества между Омской областью и Республикой Беларусь на трехлетний период. В настоящее время реализуются инициативы по поставке в Омск техники белорусского производства, созданию в Могилевской области совместного предприятия по производству техуглерода, развитию льнопроизводства.

В декабре 2013 года состоялась торгово-экономическая миссия деловых кругов Омской области в Костанайскую область. В данный момент подготовлено к подписанию соглашение о сотрудничестве между Омской областью и Костанайской областью.

В этом году взаимодействие продолжается. Делегация Республики Беларусь посетила Омскую область, а буквально на днях состоялась торгово-экономическая миссия бизнес-сообщества Беларуси в Омскую область. В мае текущего года казахская делегация, в которую вошли 22 предприятия, побывала у нас в области. На прошлой неделе омские организации приняли участие в промышленной выставке в Алматы.

Хотелось бы отдельно остановиться на секторе малого бизнеса. Последние два года здесь отмечается тенденция сокращения количества предпринимателей. Но вместе с тем оборот малых организаций по сравнению с 2012 годом вырос на 6,2 процента, количество работников малых предприятий увеличилось на 2,2 процента. То есть масштаб бизнеса на сегодняшний день сохраняется.

И в целом в рейтинге регионов России по оценке эффективности деятельности региональной власти Омская область заняла первое место по сводному индексу развития малого и среднего предпринимательства. Данный рейтинг составлен не только по уровню развития бизнеса, но также и по динамике показателей в этой сфере.

Хочу вас также проинформировать о том, что наша законодательная инициатива о введении практики предупреждающего воздействия для субъектов предпринимательства без наложения штрафов поддержана Минэкономразвития России. И с прошлого года ряд территориальных управлений федеральных контрольных органов уже начал применять подобные профилактические меры.

Отдельным важным и в то же время проблемным блоком в работе Правительства Омской области является развитие региональной инфраструктуры.
Вопросы развития транспорта и сети дорог в числе самых острых, учитывая рост уровня автомобилизации и неудовлетворительное состояние дорожных коммуникаций.

Мы пошли по пути переформатирования проекта "метро" в "скоростной трамвай" с тем, чтобы реально решить "заскорузлую" транспортную проблему областного центра. В результате капитальные расходы на проект сокращаются почти в два раза. Однако и этот уменьшенный по стоимости проект, мы это понимаем, без помощи федерального центра до конца осуществить не сможем.

Совершенствование маршрутной сети и увеличение объема перевозок пассажиров обеспечили экономию областного бюджета на субсидирование пассажирских перевозок более чем на 100 млн. рублей.

Введено в эксплуатацию 14 стационарных комплексов автоматической фотофиксации нарушений на дорогах. За 2013 год по результатам фиксации вынесено порядка 550 тысяч постановлений по делам об административных правонарушениях, взыскано административных штрафов на сумму порядка 100 млн. рублей.

Безопасность на дорогах зависит и от их качества.

В прошлом году отремонтировано 33 км автомобильных дорог, 2 моста в Большереченском и Муромцевском районах, 770 тыс. кв.м улиц и дворовых территорий.

Введено в эксплуатацию около 45 км автомобильных дорог, 3 мостовых перехода в Тевризском, Знаменском и Тарском районах, путепровод по ул. Завертяева и транспортная развязка ул. Гагарина – Щербанева. Продолжено строительство окружной автодороги г. Омска "Федоровка – Александровка".

С этого года строительство дорог мы выделяем как приоритет бюджетных инвестиций. Мы понимаем, что сегодня эту проблему без нас никто не решит. Поэтому ей мы уделяем особое внимание.

В этой связи в 2014 году планируется привлечение субсидий федерального бюджета на развитие дорожной сети региона в сумме почти полтора миллиарда рублей.

С привлечением внебюджетных источников начата работа по строительству газонаполнительных компрессорных станций. Развитие такой сети важно для улучшения экологической безопасности и обстановки прежде всего в областном центре. Постепенно идет улучшение качества воздушного бассейна, и уже 9 лет город Омск не входит в число городов России с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Но мы понимаем, что то количество автомобилей, которое присутствует в областном центре, создаёт реальную угрозу, и мы можем вернуться обратно в рейтинг городов с загрязненной воздушной средой. Той работе, которая сегодня планируется, - перевести на первом этапе общественный транспорт на газ, - должно уделяться приоритетное внимание.

В 2013 году стабилизировались объемы жилищного строительства. Первоочередное внимание уделялось решению проблем дольщиков. Возобновлены работы на 12 домах из 25 проблемных (около 2,5 тысяч дольщиков). Введено 5 проблемных домов и еще 5 долгостроев.

Всего в 2013 году введено 826 с половиной тысяч кв.м жилых домов, что на 12 процентов больше, чем в предшествующем году.

В 2013 году реализовывалась программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В соответствии с данной программой был осуществлен капитальный ремонт на 182 домах. В настоящее время все работы завершены. В 2014 году планируется проведение капитального ремонта на 466 домах, при этом в текущем году будет отремонтировано порядка 70 тыс. кв.м.

Кроме того, в 2013 году начата реализация региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитанной до 2017 года. В результате в 2013 году из аварийного жилищного фонда переселено порядка 1000 человек. В 2014 году планируется переселить 2611 человек.

Сформированы планы модернизации систем теплоснабжения в каждом муниципальном районе Омской области. В основном схемы теплоснабжения уже утверждены. Оставшиеся схемы планируется утвердить в текущем году.

В прошлом году создан Фонд энергосбережения для решения тех проблемных вопросов, которые у нас накопились за годы реализации программы по энергосбережению.

Основная проблема связана с тем, что потребность в финансировании энергосберегающих мероприятий в бюджетном секторе, а также других секторах экономики значительно превосходит возможности областного бюджета.

Только на областные учреждения (это без учета муниципальных) необходимо порядка 1,8 млрд. рублей. Очевидно, что выход один – привлечение частных инвестиций. Первоочередная задача, которую мы возлагаем на Фонд – это создание всех необходимых условий для распространения энергосервисных контрактов на территории Омской области.

Хотя пока этот фонд не заработал в полной мере. И запуск его в действие – важный приоритет. Первые пилотные проекты по привлечению частных инвестиций в бюджетную сферу Омской области должны быть запущены уже до конца этого года.

В прошлом году построено более 440 км газопроводов различного назначения, газифицировано более 9 тысяч квартир. В том числе за счет подключений к ранее построенным сетям газоснабжения, а также привлечения бюджетных средств по Плану газификации районов построено 213 км газопроводов различного назначения.

При этом уровень газификации жилищного фонда природным газом в целом по Омской области на 1 января 2014 года составил более 26 процентов. 
В следующей части доклада остановлюсь на том, что было сделано в социальной сфере и какие здесь результаты.

Следует отметить в первую очередь демографическую ситуацию. Она - достаточно чувствительный барометр социально-экономического положения региона.

В 2013 году почти на 20 процентов увеличился естественный прирост населения. Эта положительная тенденция удерживается уже три года. 
Омская область занимает одну из лидирующих позиций в России по числу прибывших соотечественников. Но пока по-прежнему много омичей уезжает. Причины известны – получить образование и высокооплачиваемую работу в столицах – Москве и Санкт-Петербурге. Остается привлекательным тюменский север.

Конечно, решение базовых проблем миграции возможно при общем повышении уровня жизни в регионе. А это интересная, позволяющая реализоваться и получать хорошую зарплату работа, качественные здравоохранение и образование, доступное жилье.

Поэтому в перечне вопросов, поступивших от Законодательного Собрания, депутатами был задан вопрос: почему исключены отдельные объекты из Плана основных мероприятий по подготовке к 300-летнему юбилею города Омска?

План мероприятий разрабатывался семь лет назад. Объекты социальной сферы предусматривалось построить в новых микрорайонах комплексной жилищной застройки, это мкр. Заречье, мкр. по ул. 3 Енисейская – ул. Конева, 3-й планировочный район на левом берегу реки Иртыш. По причине финансового кризиса строительство жилья в ожидаемых объемах в указанных микрорайонах развернуто не было, проектно-сметная документация на объекты социальной сферы не была подготовлена. Вместо них в новый проект Плана включены детский сад и школа по ул. Мельничная, детский сад в микрорайоне "Кристалл-2"; реконструкция городской детской клинической больницы № 3 (реконструкция хирургического стационара № 1, педиатрического стационара, административного корпуса с производственной аптекой и контрольно-пропускного пункта); физкультурно-оздоровительные комплексы в Ленинском и Центральном районах города Омска.

Также от Заксобрания поступил вопрос о решении проблемы дефицита мест в детских садах. На сегодня мы практически исчерпали резервы открытия дополнительных групп в действующих садах и при школах. Есть четкое понимание, что кардинально решить проблему может только новое строительство – как за счет бюджетных средств, так и на условиях государственно-частного партнерства, либо возврат зданий в систему образования.

Введены в эксплуатацию все запланированные детские сады. Также в 2013 году удалось вернуть в систему дошкольного образования 3 детских сада, они переданы в собственность города Омска. В этом году уже передано 3 садика, еще два предстоит передать.

Кроме того, при приобретении на конкурсной основе зданий детских садов, вновь построенных на территории города Омска, эти здания будут переданы в муниципальную собственность города Омска.

В результате принятых мер в 2013 году охват детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования превысил 80 процентов.

Всего по итогам 2013 года в образовательных организациях Омской области создано 5245 дополнительных мест дошкольного образования. Из них социальными предпринимателями – около 600 мест в частных дошкольных учреждениях.

И это весьма показательно. Так как именно на развитие социального предпринимательства мы сделали ставку в предыдущем году.

Здесь заслуживает внимания опыт Школы социального предпринимательства и Центра инноваций социальной сферы, деятельность которых позволила сэкономить бюджетные средства не только по детским садам.

Введены субсидии индивидуальным предпринимателям на создание и развитие частных детских садов и дошкольных образовательных центров – до 5 млн. рублей в зависимости от количества создаваемых детских мест. Выделены средства на создание и обеспечение деятельности центра инноваций социальной сферы. Проведен III Международный Форум социальных предпринимателей и инвесторов. Наш опыт развития социального предпринимательства отмечен на федеральном уровне и одобрен Агентством Стратегических Инициатив к тиражированию в регионах России как лучшая социальная практика. По итогам 2013 года омская программа развития социального предпринимательства была признана лучшей в стране. Мы также совместно с мэрией Омска гордимся тем, что гимназия № 117 заняла 19-е место среди 500 лучших школ России. Еще три наши омские школы вошли в этот рейтинг.

Важный аспект работы в рамках майских указов – это поддержка многодетных семей, детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В прошлом году изменен порядок предоставления земельных участков многодетным семьям, что позволило значительно ускорить процедуру.

Изменения произошли и в этом году. Если раньше многодетные семьи, поставленные на учет для получения земли бесплатно, такую льготу теряли при достижении детьми "предельного" восемнадцатилетнего возраста, то сейчас в этом праве они будут восстановлены. Соответствующий закон принят 30 мая. Это позволит восстановить в очереди для получения земельного участка около 50 многодетных семей. Действие дополнительных мер поддержки будет распространено на отношения с 14 июня 2011 года.

Всего за 2013 год многодетным семьям под строительство домов и дач бесплатно предоставлено в собственность 854 земельных участка, из них 199 – в Омске.

Но хочу сказать, недостаточно ведется эта работа, в том числе и мэрией города Омска. Мы создали комиссию при областном Правительстве и готовы вместе решать эту проблему. Нельзя предоставлять участки многодетным семьям, которые не обеспечены инфраструктурой и находятся в заболоченных местах. Думаю, что и депутаты, и присутствующие понимают, насколько остра эта проблема, и её необходимо решать в соответствии с задачами, которые перед нами поставил Президент.

Правительство на постоянном контроле держит ситуацию по обеспечению жильем детей-сирот. В прошлом году для них приобретены 143 квартиры, по договорам долевого строительства принято 349 жилых помещений, за счет средств областного бюджета отремонтировано 9 помещений. Всего обеспечено жильем 500 человек (по состоянию на 1 января 2014 года право на обеспечение жильем возникло и не реализовано у двух тысяч человек, ждущих своей очереди). Мы намерены продолжить ее решать, и постараемся выполнить в том объеме, насколько позволяют бюджетные средства.

А вообще хочу отметить, что доля детей, оставшихся без попечения родителей в Омской области, снижается – и это тоже признак оздоровления общества. Доля детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, снизилась. Почти 98 процентов всех детей воспитываются в кровных семьях. В прошлом году создано 66 новых приемных семей. Это больше, чем в 2012 году.

Особое внимание – детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам.

Качественное образование для них должно быть доступным. Эту проблему решает развитие системы специального, инклюзивного и интегрированного образования.

В 2013 году создана система оказания ранней комплексной помощи для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей введено дополнительно 149 мест дошкольного образования. 
В течение года созданы условия для обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий для 29 детей. В результате обеспечен 100-процентный охват дистанционным образованием данной категории обучающихся (286 детей).

Для поддержки одаренных детей-инвалидов, общественного признания их талантов учреждена и впервые вручена специальная премия Губернатора Омской области "Мир открытых возможностей".

В 2013 году созданы службы социальных участковых в сельских поселениях с неблагоприятной социально-демографической ситуацией. Это новая для нас социальная технология для поддержки семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию.

По поддержке граждан с ограниченными возможностями здоровья региональным Правительством тоже принят ряд важных решений.

Утверждена концепция по трудоустройству инвалидов, реализация которой расширяет возможности их занятости. Субсидируются затраты работодателей, которые трудоустраивают инвалидов на специально оборудованные для них места.

Из областного бюджета предоставлена субсидия в целях улучшения условий труда и обеспечения безопасности рабочих мест специализированных предприятий для инвалидов (ООО "ПО "Омбытпошив).

Введен принципиально новый механизм оказания государственной социальной помощи – на основании социального контракта. Его цель – поддержка малоимущих и одиноких граждан.

К положительным сторонам оказания помощи на основе социального контракта относится искоренение иждивенческого настроя, ориентация на выход из трудной жизненной ситуации, выход на самообеспечение и самозанятость.

За 2013 год заключено 182 социальных контракта с малоимущими семьями.

В сфере поддержки социально уязвимых граждан стоит еще отметить создание 105 "приемных семей" для граждан пожилого возраста и инвалидов.

И самое серьезное начинание в этой сфере в прошлом году – включение в решение социальных проблем предпринимательского сообщества. В Тарском районе индивидуальным предпринимателем организовано первое частное учреждение для пожилых граждан. Сегодня в стадии открытия еще ряд подобных учреждений, что позволит повысить качество услуг и серьезно разгрузить бюджет.

В зоне ответственности регионального Правительства – повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. Все поручения Президента страны в рамках указов выполняются.

По итогам 2013 года зарплата учителей увеличилась на 25 процентов и составила более 25 тысяч рублей. Также увеличена зарплата другим категориям педагогов, воспитателям детских садов, медикам, социальным работникам и работникам учреждений культуры Омской области.

В этом году предусмотрен дальнейший рост зарплаты работников бюджетной сферы. Заложены необходимые для этого средства – порядка 6 млрд. рублей в бюджете Омской области.
Но мы не просто повышаем заработную плату. Надо понимать, что растут требования и должен быть конкретный результат – выход на новый качественный уровень образования, медицины и услуг других социальных отраслей. 
Поэтому глобальной новацией станет переход на эффективные контракты. Это позволит повысить ответственность за результаты, стимулировать профессиональный рост специалистов во всех сферах.

Несмотря на всю сложность бюджета, постоянно ведется модернизация сети учреждений социальной инфраструктуры. Вводятся востребованные объекты социально-культурного назначения.

В 2013 году завершен капитальный ремонт инфекционного стационара городской детской клинической больницы № 3, проведены капитальные и текущие ремонты в 120 учреждениях здравоохранения Омской области. Для одного из самых крупных многопрофильных стационаров города Омска городской клинической больницы № 1 приобретен томограф, который позволит врачам-травматологам и хирургам оказывать медицинскую помощь пациентам на качественно новом уровне.

Введена школа на 550 мест в микрорайоне "Кристалл". После длительной реставрации состоялось торжественное открытие Центра культуры и досуга в Нижнеомском районе. Капитальный ремонт проведен на 117 объектах культуры. 
Проведен капитальный ремонт бассейна в Лузино, спортивных объектов в Колосовке, реконструкция стадиона в Таврическом. Уложено синтетическое покрытие на беговых дорожках стадионов в Таре, Любино и Знаменском.

Велось строительство крытого хоккейного корта в Тевризе и реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса в Усть-Ишиме.

Один из главных строящихся объектов – Омский центр спортивной подготовки. 26 декабря 2013 года состоялось торжественное открытие отделения единоборств. Был завершен монтаж каркаса здания отделения велотрека и получено полотно велотрека из Голландии. Планируем завершить работы на этом объекте уже в июле 2014 года.

Физкультура и спорт, формирование здорового образа жизни как условия гармоничного развития человека – безусловные приоритеты. Я говорю как о массовом спорте, так и спорте высших достижений.

Хотел бы отметить те спортивные достижения, которых наши омичи добились в различных форматах соревнований. Это - Кубок Мира по хоккею среди молодежных клубных команд (победителем турнира стала команда "Омские ястребы") и финал Европейской лиги Чемпионов по волейболу среди мужских команд, проведенный в нашем регионе впервые.

Одной из главных задач 2013 года стала подготовка спортсменов к участию в зимней Олимпиаде и Паралимпийских играх в Сочи. Омские спортсмены завоевали 6 медалей. Серебряным призером Олимпийских игр стала Яна Романова, завоевавшая медаль в эстафетной гонке биатлона. 5 медалей в копилку сборной России на Паралимпийских играх принес Григорий Мурыгин в соревнованиях по лыжным гонкам и биатлону. Это наивысшее достижение в истории омского паралимпийского спорта.

Впервые в 2013 году волейбольная команда "Омичка" завоевала бронзовые медали чемпионата России по волейболу среди женских команд Суперлиги, в 2014 году подтвердила статус одной из сильнейших команд страны (3 место на чемпионате России Суперлиги).

Всего в 2013 году омские спортсмены завоевали во всероссийских и международных соревнованиях 917 медалей. Тут действительно есть чем гордиться.

Мы поддерживаем молодежные общественные организации, волонтерское движение.

Организован молодежный форум "РИТМ", в работе которого приняли участие 500 молодых инициативных людей, профинансировано 19 проектов на общую сумму 1 млн. рублей Проведен конкурс среди молодых предпринимателей на лучший бизнес-проект. Поддержано 9 проектов на сумму 1 млн. 800 тыс. рублей. В 2013 году было сформировано 109 студенческих отрядов численностью более 4 тыс. человек, которые работали в 15 регионах России.

Нельзя не отметить и значимые культурные события. Одним из наиболее масштабных международных проектов стала презентация Омской области на Фестивале Российского искусства в Каннах в августе 2013 года.

Проведен конкурс "Утренняя звезда", который с нашей подачи получил в 2013 году федеральную поддержку и статус всероссийского.

Принято знаковое решение о создании Дома-музея Михаила Александровича Ульянова в Таре.

2014 год объявлен в России Годом культуры. Это, прежде всего, большое количество культурных проектов, которые будут реализованы: театральных, выставочных, музейных.

Вместе с тем, смысл проведения Года культуры – в массовом участии граждан в этих творческих проектах. Нужно, чтобы к таким проектам Года культуры подключались не только профессионалы искусства, но и как можно больше жителей области – в областном центре, малых городах и на селе, детей и пенсионеров, людей с ограниченными возможностями.

Конечно, хотелось бы делать больше, но реалии области таковы, что мы живем в условиях значительного госдолга.

В прошлом году областью выпущен облигационный займ, что позволило сократить расходы областного бюджета на обслуживание государственного долга Омской области до 7,85 % годовых, что ниже банковских ставок.

В 2013 году мы перешли к программной структуре расходов областного бюджета. Проведена масштабная работа по разработке и утверждению 18 государственных программ Омской области. Оценен вклад планируемых мероприятий в обеспечение роста экономики и их влияние на создание рабочих мест, привлечение инвестиций и поступление налоговых доходов. Все это увязано с объемами бюджетного финансирования.

В текущем году уже принят ряд мер по укреплению финансовой самостоятельности Омской области. В апреле проведена оптимизация расходов областного бюджета на 2014 год более 1 млрд. рублей за счет сокращения неприоритетных расходов и начала оптимизации бюджетной сети.

Российская бюджетная система такова, что от производства алкогольной продукции субъекты РФ получают 100 процентов пивного акциза и 40 процентов от крепкого алкоголя. Имея на своей территории крупнейших производителей такой продукции, нужно "по полной" от них получать доходы. Мы целенаправленно усилили работу по противодействию нелегальному обороту алкогольной продукции, который не только негативно влияет на здоровье граждан, но и снижает доходы областного бюджета. Если в прошлом году в результате проверок было приостановлено действие трех лицензий, составлено 28 протоколов об административных правонарушениях, то за первые пять месяцев текущего года уже составлено 18 протоколов, отказано в выдаче лицензий 14 организациям.

При этом в случае выявления мест нелегальной продажи алкогольной продукции информация незамедлительно направляется в УМВД России по Омской области. В 2014 году направлена информация о 148 торговых точках, на которых осуществляется нелегальная продажа алкогольной продукции. По всем ведется работа, но недостаточно эффективно в силу несовершенства федерального законодательства и низкого уровня административных штрафов.

Мы подошли к предельному дефициту и объемам заимствования. Нужно понимать, что мы на пределе финансовых возможностей нашего региона. Далее нам предстоит только оздоровление бюджета. Мы понимаем, что это будет непросто. И от того, насколько профессионально власть подойдет к вопросу финансового оздоровления и повышения бюджетной эффективности, будет зависеть в итоге состоятельность политических институтов.

Решение столь амбициозной задачи, как бездефицитный бюджет, невозможно реализовать только краткосрочными мерами. Необходимы повышение доходов бюджета по всем направлениям, оптимизация системы бюджетных учреждений, более жесткая расстановка приоритетов.

Президентом Владимиром Владимировичем Путиным Минфину России дано поручение по смягчению долговой нагрузки субъектов Федерации. В нашем случае это тяжелая задача, но ее реализация возможна при напряженной работе и вашей поддержке, уважаемые депутаты.

Необходима смена стереотипов в расходовании бюджетных средств, в повышении качества предоставления государственных услуг и улучшении инвестиционной составляющей региональной экономики.

Новые задачи, поставленные, в том числе и в рамках Стратегии развития области до 2025 года, требуют применения новых подходов и инструментов регионального управления.

В 2013 году проведена оптимизация структуры областного Правительства, функционала отдельных органов исполнительной власти. Внедряются технологии проектного управления, принципы бережливого производства. Проведена первая фаза проекта по введению системы KPI для чиновников.

Это действительно необходимо для повышения эффективности реализации полномочий. От этого напрямую зависит качество предоставления государственных услуг населению, бизнесу и оценка нашей деятельности.

И важная роль здесь отводится системе "одного окна", созданию и открытию многофункциональных центров не только в городе Омске, но и в районах.

Уже половина жителей области может получать государственные и муниципальные услуги в режиме "одного окна" по месту пребывания.

Во взаимодействии со Сбербанком проведена подготовительная работа по открытию МФЦ для бизнеса, который в мае текущего года начал работу. Кроме предоставления государственных услуг здесь будут оказываться различные сервисные банковские услуги, услуги страховых компаний, нотариата, связи.

Уважаемые депутаты, участники заседания!

В завершение хочу отметить, что моментально в какой-либо социально-экономической модели ничего не изменится, но с полной ответственностью говорю, что мы нацелены только на позитивное развитие региона. Существует еще много проблем, которые будут служить предметом нашей работы. Прежде всего, это состояние транспортной инфраструктуры, недостаточные темпы создания рабочих мест, предельный уровень дефицита бюджета, значительный госдолг. Как они решаются, было затронуто в докладе, в том числе и по вопросам, поставленным депутатами Законодательного Собрания Омской области. На ряд частных вопросов даны письменные ответы.

Хочу поблагодарить депутатский корпус за постановку актуальных для населения проблем и совместную работу. Пожелать, чтобы очередной 2014 год нашими усилиями принес жителям Омской области улучшения в их повседневной жизни.

Спасибо за внимание.

Скачать брошюру об основных итогах работы Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области в 2013 году