УВАЖАЕМЫЕ ДЕПУТАТЫ!
УВАЖАЕМЫЕ ПРИГЛАШЁННЫЕ!
ДОРОГИЕ ОМИЧИ!
Сегодня я впервые выступаю в формате отчета перед омичами. И, подводя итоги первого года своей работы в должности губернатора, хотел бы, прежде всего, обозначить те установки, которых я сам придерживаюсь как глава региона и соблюдения которых требую от Правительства Омской области. Они по своему характеру созвучны тем задачам, которые обозначены стратегически важными указами Президента Владимира Владимировича Путина от 7 мая 2012 года. В них сформулированы основные направления развития государства на ближайшие годы.
По степени актуальности все они крайне важны для современной России. А потому должны представлять собой бесспорные ориентиры для всех регионов страны, равноценные по своей значимости любому параграфу основного закона – Конституции России, и быть в обязательном порядке неукоснительно выполнены.
Ключевые направления региональной макроэкономической политики определяются общим стратегическим курсом страны. Однако ни Президент России, ни федеральное Правительство не смогут помочь территории, если региональная власть не соответствует времени. Если она не способна заглянуть вперед, не умеет грамотно выстроить социально-экономическую политику на местах. Если она не видит настоящих проблем людей и не способна их решать.
О принципах, направлениях и методах организации работы, которым мы намерены следовать, я подробно говорил в Бюджетном послании в сентябре прошлого года. Именно его рамками определялась в первый год работы идеология деятельности Правительства области и логика принимаемых мер.
Мы исходили из того что, регион должен развиваться с опорой на собственный потенциал, с использованием всех имеющихся преимуществ и нейтрализацией угроз. Для этого следовало сделать самый глубокий анализ ресурсов и возможностей, которыми располагает область.
Мы ставили перед собой цель повысить качество жизни, чтобы преодолеть острые демографические проблемы, добиться прироста населения, придать людям уверенность в завтрашнем дне. Времени в обостряющейся глобальной конкуренции у нас не так много. Поэтому каждый год надо добиваться продвижения вперед. Чтобы при всех трудностях даже в условиях объективного спада отдельных показателей люди видели главное: власть работает, она берет на себя сложные вопросы, от решения которых зависит будущее региона и его жителей.
Хочу сразу заметить, что итоги первого года работы являются промежуточными, переходными. Это связано с кардинальными изменениями – как в системе государственного управления Омской области, так и в подходах к реализации новой региональной социально-экономической политики.
Начали мы с того, что перевели в активную фазу оптимизацию структуры и функций органов исполнительной власти Омской области. В 2012 году сокращение штатной численности работников органов исполнительной власти составило 21%.
Проведена большая подготовительная работа для последующей реорганизации структуры Правительства и Министерств. Она будет способствовать созданию принципиально новой модели развития экономики и социальной сферы Омской области.
Добавлю, что многие из принятых нами решений, связанных с социально-экономическим развитием области, на практике в полной мере пока не реализованы. Во многом это объясняется тем, что они носят среднесрочный и долгосрочный характер.
Прежде всего, нужно сказать о том, что конкретно руководство области предпринимало, чтобы найти верную траекторию выхода из сложившейся непростой ситуации и как мы намерены двигаться вперед.
Ключевой инициативой, которая была во многом реализована в 2012 году, стала разработка новой Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года. В рамках этого важнейшего для региона документа предусматривается внедрение новых инструментов развития экономики и социальной сферы.
Экспертиза проекта Стратегии вызвала серьезный резонанс в активном обществе. Это позволило нам дополнить ее действительно важными для каждого жителя региона идеями и предложениями. Успех их реализации будет нашим совместным достижением.
Помимо развития приоритетных кластеров, Стратегия учитывает глобальные тренды и риски, в которых находится экономика Омской области и как субъекта Российской Федерации с ее внутренней межрегиональной конкуренцией, и как региона, конкурирующего на международном рынке.
Использование современных механизмов стимулирования экономики – снижение административных барьеров, создание благоприятного инвестиционного климата и развитие предпринимательства в целом – единственный способ выстоять в шторме политических и финансовых волн. Поддержка инновационных производств, высококвалифицированные кадры и рост производительности труда – вот краеугольные камни нашей Стратегии.
С участием общественности мы разработаем качественные и количественные критерии оценки достижения стратегических ориентиров. Они будут предметом ежегодного серьезного обсуждения, инструментом принятия оперативных мер по улучшению ситуации в экономике и социальной сфере.
Ход реализации Стратегии должен быть понятен всем. Каждый омич должен участвовать в ее реализации. Только единство целей послужит серьезной опорой развитию и процветанию области.
Предприятиям области необходимо интенсивней интегрироваться в технологические цепочки федеральных холдингов, искать любые возможности для того, чтобы стать опорными бизнес-единицами. Региональная власть намерена поддержать их на самом высоком уровне.
Сейчас идет работа над конкретизацией долгосрочных целевых программ Омской области на 2013–2017 годы. Они и станут реальным механизмом реализации Стратегии.
Отмечу, что менее чем за год в регионе принят ряд важных законов для улучшения инвестиционного климата. Привлечение крупных инвесторов, которые способны принципиально повлиять на рост рабочих мест и налоговых поступлений, – одна из приоритетных задач.
Можно с уверенностью говорить о том, что нами заложена прочная платформа для привлечения в Омскую область крупного капитала. Принципиально новая модель инвестиционной политики предполагает налоговые и другие преференции для бизнеса, который заинтересован в развитии новых производств на территории региона.
Ведется работа по формированию готовых инвестиционных площадок с возможностью подключения необходимой инженерной инфраструктуры.
В задачах на 2013 год:
Корпорация также будет заниматься управлением инвестиционными площадками, индустриальными парками, предоставлять инвесторам юридические и информационные услуги, содействовать экспортному продвижению омских товаров.
Теперь предлагаю перейти к оценке ситуации в экономике Омской области. Сразу хочу сказать, что я не буду перегружать вас цифрами. Все они есть в раздаточном материале. Постараюсь в своем выступлении отразить ключевые параметры и проблемы развития.
Во многом состояние региональной экономики отражает общее состояние экономики страны. Оно, вы знаете, характеризуется замедлением темпов роста и неравномерностью развития. Тем не менее, в целом валовой региональный продукт в 2012 году относительно уровня 2011 года вырос на полтора процента. В его структуре основная доля приходилась на обрабатывающие производства, оптовую и розничную торговлю, сельское хозяйство, транспорт и связь. А это значит, что диверсификация экономики области всё-таки происходит. Пусть пока недостаточными темпами, но её структура становится более современной.
На фоне конъюнктурного замедления роста в промышленности и спада в сельском хозяйстве, который произошел по внешним причинам, наблюдается укрепление внутренних источников роста экономики.
В первую очередь – рост капитальных вложений и развитие сферы потребления. Их объем за год увеличился на 16 и 9 процентов, соответственно. В первом квартале 2013 года эта тенденция сохранялась.
Это не может не радовать. Годами структура валового регионального продукта находилась под влиянием дисбаланса, определенного существенным превышением объемов производства в реальном секторе над сферой торговли и услуг, туризма, финансовой сферой. А ведь дополнительные рабочие места в указанных отраслях служат показателем того, насколько деньги обращаются в самом регионе и не вымываются из него.
Что особо важно - повышение инвестиционной активности создает предпосылки для дальнейшего укрепления позиций региона. Это рождает уверенность в дальнейшем устойчивом росте региональной экономики.
Нельзя не отметить растущий интерес к Омской области инвесторов как из стран СНГ, так и стран дальнего зарубежья. В 2012 году инвестиции в регион поступали из 55 государств мира.
Особенно солидными были вложения в производство пищевых продуктов, оптовую торговлю, химическое производство. На 1 января 2013 года на территории Омской области зарегистрированы и работают более 400 предприятий с привлеченным иностранным капиталом.
Общий объем доходов консолидированного бюджета Омской области в 2012 году составил почти 76 миллиардов рублей. Обеспечено поступление более 57 миллиардов рублей налоговых и неналоговых доходов. Рост к уровню 2011 года – 12 процентов при среднероссийском темпе роста – 9,6 процента. За год поступления в областной бюджет повысились почти на 18 процентов. Достигнута положительная динамика роста по всем бюджетообразующим налогам.
Мы предпринимаем активные действия по возвращению в область налоговых платежей крупнейших предприятий, а также закреплению в налоговом законодательстве порядка уплаты налога на прибыль организаций исключительно по месту производства и размещения основных фондов.
При этом все еще остаются претензии к налоговому администрированию и взысканию просроченной задолженности.
На 1 июня 2013 года более 1 миллиарда 825 миллионов рублей налогов не дошли до консолидированного бюджета Омской области. 1 миллиард 320 миллионов рублей не поступили непосредственно в региональный бюджет.
За полгода каждый из этих показателей вырос на 200 миллионов рублей. А ведь за этими цифрами кроется замедление темпов реализации, в первую очередь, социальных программ Президента и Правительства.
Вчера мною дано поручение о создании рабочей группы, которая займется повышением доходной части бюджета.
Считаю, что пренебрежение исполнением налоговых обязательств предприятиями области недопустимо.
УВАЖАЕМЫЕ ОМИЧИ!
В отличие от сырьевых регионов России главным достоянием Омской области, фундаментом ее развития была и остается промышленность. В прошлом году на реализацию программ модернизации и технического перевооружения наших предприятий из федерального бюджета привлечено более двух миллиардов рублей. Почти в полтора раза увеличено производство продукции в рамках государственного оборонного заказа.
В 2012 году на заседании Координационного совета по промышленной и научно-технической политике Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» принято решение о разработке комплексного инвестиционного проекта развития промышленности Сибири до 2020 года «СибМаш-2020».
Получило развитие сотрудничество омских промышленных предприятий с Акционерной компанией «АЛРОСА».
В рамках визитов в Омск уполномоченного представителя «Роснефти» и делегации «Газпрома», а также проведения рабочих встреч с представителями открытых акционерных обществ «РЖД» и «ТГК-11» подписаны протоколы и соглашения о сотрудничестве в сфере высокотехнологичного машиностроения.
В мае 2013 года введен завод по производству цемента на основе золошлаковых отходов. В апреле запущен завод по производству полипропилена.
Немаловажно, что параллельно ведется строительство новых генерирующих мощностей. Так, введена тепловая электростанция мощностью 6 МВт. Завершена реконструкция Омской ТЭЦ-3 со строительством крупнейшей парогазовой установки мощностью 90 МВт.
Уверен: у омской промышленности огромный потенциал. Однако реальным тормозом для его дальнейшего развития служит дефицит высококвалифицированных кадров. Между тем именно наличие подготовленных специалистов – «рабочей аристократии», как назвал их Владимир Владимирович Путин – является главным условием не только развития промышленности в целом, но и притока инвестиций в регион и его конкурентоспособности.
На этом фоне пред нами стоит задача удержания в регионе молодых специалистов. Для этого необходимо создать для них наилучшие условия начала карьеры. Серьезной поддержкой для молодежи станет программа «арендного жилья», начатая Правительством совместно с Областным Фондом развития жилищного строительства «Жилище».
По объемам производства сельскохозяйственной продукции Омская область традиционно входит в десятку крупнейших регионов России.
Большой бедой прошлого года, бесспорно, стала засуха, из-за которой огромные потери понесла сельскохозяйственная отрасль, особенно растениеводство. Омская область пострадала даже сильнее, чем наши соседи. Потери аграриев от аномальной засухи превысили миллиард рублей. Чтобы уменьшить финансовую нагрузку на сельских товаропроизводителей, был введен режим чрезвычайной ситуации.
Данное обстоятельство выявило крайнюю недостаточность применения инструмента страхования сельскохозяйственных рисков. У нас в регионе в прошлом году сельхозтоваропроизводителями было застраховано лишь 357 тысяч гектаров - всего 14 процентов от общей посевной площади. Наша задача уже в ближайшие годы кардинально изменить ситуацию в этом вопросе, чтобы никакие неожиданности, неизбежные в нашей зоне рискованного земледелия, не смогли нанести товаропроизводителям столь серьезный ущерб.
В ноябре 2012 года региональным Правительством принята новая долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области» до 2020 года.
Стратегическое направление развития АПК – это сокращение доли вывоза сырья сельскохозяйственной продукции за счет увеличения глубины его переработки на территории области. Считаю, что мы должны вывозить конечный продукт, а не сырье.
До 2020 года по программе поддержки АПК предполагаются беспрецедентные вливания в отрасль – более 40 миллиардов рублей из различных источников финансирования. В этом году в рамках соглашений с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на условиях софинансирования уже привлечено в отрасль около полутора миллиардов рублей.
Дополнительно отмечу, что Министерством сельского хозяйства Российской Федерации Омская область была отобрана в качестве «пилотного» региона для разработки и апробации механизма «внутренней продовольственной помощи» в рамках так называемой «зеленой корзины ВТО».
Этот механизм приходит на смену прямому субсидированию агропромышленного комплекса. Он показал высокую эффективность в мире и предполагает стимулирование потребления товаров местных сельхозпроизводителей и переработчиков, а также направление целевых средств на поддержку и увеличение их мощностей, обеспеченных гарантированным заказом.
Защищенная в Москве программа по организации «социального питания» предполагает создание товаропроводящих цепочек «от поля до прилавка» и «от поля до тарелки». В ближайшие три года это обеспечит целевое перенаправление в агропромышленный комплекс средств различных областных министерств и ведомств в сумме более 4 миллиардов рублей.
В последние годы наше сельское хозяйство становится всё более привлекательным для инвесторов. Сегодня на многих перерабатывающих предприятиях проведена или завершается реконструкция, идет модернизация производств, вводятся новые мощности. В прошлом году только в развитие производства пищевых продуктов вложено более 1,5 миллиардов рублей инвестиций.
Четыре хозяйства в 2012 году реконструировали животноводческие комплексы и в результате увеличили поголовье коров более чем на 200 голов. Для дальнейшего развития животноводства в 2013 году в 17 районах планируется строительство, реконструкция и модернизация 40 животноводческих комплексов на общую сумму около одного миллиарда рублей. Прошедший год ознаменован открытием ряда крупных сельскохозяйственных производств в Кормиловском и Омском районах.
В целом на техническое перевооружение сельхозпредприятий в прошлом году направлено более 2 миллиардов рублей.
Понятно, что моментальной отдачи эти капитальные вложения не дадут. Но они, безусловно, послужат залогом повышения производительности, продуктивности и качества продукции, что особенно важно в условиях ВТО. Поэтому так важно продолжать эту работу и впредь.
Наша задача на ближайшую перспективу – сделать так, чтобы омские продовольственные товары стали узнаваемыми не только в России, но и за рубежом. Для этого необходимо обеспечить глубокую, качественную переработку произведенного сельскохозяйственного сырья на месте и стать его активным экспортером. Разумеется, при условии полного обеспечения региона собственным продовольствием.
В отрасли остается еще немало проблем, требующих разрешения. Необходимо заниматься повышением доходности агропромышленного комплекса, его конкурентоспособности, обеспечением финансовой устойчивости предприятий и стабильного развития сельских территорий.
Одним из ресурсов развития региона является предпринимательство. Сегодня, когда Омская область выходит на новый стратегический курс развития, малый и средний бизнес становится одной из точек роста нашей экономики.
Здесь я позволю себе вспомнить известную фразу Уинстона Черчилля: «Девиз британцев – бизнес несмотря ни на что». Думаю, ее вполне можно перефразировать с учетом наших реалий: «Девиз омичей – бизнес несмотря ни на что».
Это не просто красивый девиз. Президент России Владимир Владимирович Путин постоянно подчеркивает ведущую роль малого и среднего бизнеса в экономической системе страны. Не случайно оценка деятельности глав регионов напрямую связана с созданием условий для благоприятного развития предпринимательского и инвестиционного климата.
Малый и средний бизнес – важная составляющая жизни нашей области. В этом секторе сегодня занято более 30 процентов работников всех организаций Омской области. Столь высокий показатель в регионе достигнут впервые.
В прошлом году расширены региональные меры поддержки малого и среднего предпринимательства. Активно выдаются гранты и субсидии. Функционирует гарантийный фонд, который предоставляет обеспечение по банковским кредитам и позволяет выдавать предпринимателям займы в объеме до одного миллиарда рублей в год. В рамках субсидий по договорам лизинга и модернизации поддержано около 100 проектов малых компаний по закупке нового оборудования.
Разработаны и внедрены абсолютно новые инструменты поддержки предпринимательства. Они нацелены на развитие инвестиционных проектов малых и средних компаний, создание частных детских садов. С прошлого года также в полной мере заработали центр поддержки экспорта и центр юридического сопровождения малых компаний.
Особо хочу выделить проекты по созданию частных детских садов. На всех уровнях уделяется пристальное внимание ликвидации очередей в дошкольные учреждения. Здесь есть резервы для развития механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства, привлечения в эту сферу частных инвестиций, разработки новых форм организации детских садов: корпоративных, частных, семейных.
Мною утверждена «дорожная карта» по привлечению частных инвестиций в строительство и реконструкцию зданий дошкольных образовательных учреждений через механизм концессионных соглашений. Подготовлен межведомственный нормативный акт, который объединяет меры государственной поддержки социальных предпринимателей в сфере дошкольного образования и значительно снижает порог входа в это еще молодое бизнес-направление. Поддержка социального предпринимательства сегодня удостоена особого внимания руководства страны. И здесь у нас неплохие результаты: Омский «Центр инноваций в социальной сфере», который реализует проект «Школа социального предпринимательства», Агентством стратегических инициатив признан лучшей практикой в сфере социального предпринимательства в России.
В 2013 году для оказания государственной поддержки малому и среднему бизнесу из федерального бюджета планируется привлечь около 250 миллионов рублей.
В регионе всегда помогали тем, кто решился открыть и развивать собственное дело. Так будет и впредь. Мы поддерживаем инициативы нашего предпринимательского сообщества по введению дифференцированных ставок по страховым платежам. Кроме того, с этого года в регионе введена патентная система налогообложения, в рамках которой малый бизнес сможет в целом снизить свои обязательные платежи.
Добавлю, что в настоящее время разрабатывается новая государственная программа Омской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области на 2014–2018 годы». В ней мы постараемся учесть все проблемные вопросы, с которыми сегодня сталкиваются наши предприниматели.
УВАЖАЕМЫЕ ОМИЧИ!
Три года отделяют нас от долгожданного события – 300 летнего юбилея основания нашего любимого города на Иртыше. От многих инфраструктурных объектов, которые возводятся в рамках подготовки к этому событию, напрямую зависит завтрашний день областного центра, комфорт и благополучие всех омичей.
В 2012 году финансирование подготовки к юбилею составило рекордные 6,6 миллиардов рублей. Около 3,5 миллиардов рублей выделено из федерального бюджета, почти 3 миллиарда – из областного.
Средства направлены на строительство Омского метрополитена, Красногорского гидроузла, развитие улично-дорожной сети города и инфраструктуры водоснабжения областного центра.
В 2013 году в рамках подготовки к 300-летнему юбилею Омска из федерального бюджета ожидается поступление более 6 миллиардов рублей.
Следует отметить, что сегодня существует ряд проблем с разработкой проектно-сметной документации и получением заключений экспертизы по муниципальным объектам. Если Администрации города Омска не предпримет реальные шаги для их решения, эти федеральные средства будут потеряны. Правительством Омской области разработан план конкретных мероприятий по подготовке к празднованию 300-летия Омска. В этой «дорожной карте» прописаны жесткие сроки исполнения всех городских и областных обязательств.
Необходимо оперативно отработать проблемы, от которых напрямую зависит судьба подготовки к юбилею.
Прошу максимально сосредоточиться и на решении других актуальных проблем: обеспечении многодетных семей земельными участками, решении проблем обманутых дольщиков, благоустройстве и озеленении, на многих других вопросах, которые являются базовыми для комфорта и повышения уровня жизни омичей.
Не могу не выразить тревогу по поводу состояния отрасли, которая находится на стыке производственных и социальных проблем – строительства. Строительное производство как в целом в стране, так и в Омской области в прошлом году не продемонстрировало признаков серьёзного оздоровления.
Вместе с тем, даже несмотря на все проблемы, в Омской области было обеспечено выполнение практически всех запланированных параметров приоритетного национального проекта «Доступное жилье – гражданам России». Объемы инвестиций за счет всех источников финансирования в жилищное строительство составили 25 миллиардов рублей. Это почти вдвое больше уровня 2011 года.
Для исполнения поручения Президента России по снижению на 20 процентов стоимости квадратного метра жилья Правительством области создан Фонд «Жилище», о котором я уже упоминал. Также выделены необходимые средства на подготовку проектно-сметной документации для реализации производственной программы Фонда 2013-2015 годов по строительству 150 тысяч квадратных метров социального жилья. Это даст возможность улучшить жилищные условия более чем трем тысячам реально нуждающимся семьям, в первую очередь, работникам бюджетной сферы.
Особо остро стоит сегодня задача модернизации и развития ЖКХ.
В прошлом году отремонтировано 177 многоквартирных домов. Жилищные условия в регионе улучшили около 16 тысяч человек. Общий объем финансирования адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов составил без малого 500 миллионов рублей.
Мы первые в стране в декабре 2012 года создали некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов». Публичную экспертизу прошел областной закон «О капитальном ремонте».
Ведется активная работа по формированию электронного реестра домов, который ляжет в основу подготовки региональной программы капремонта». Мы готовим ее к утверждению уже осенью этого года. Она будет включать все многоквартирные дома.
Призываю всех граждан, управляющие компании, ТСЖ оказать максимальное содействие Фонду капремонта и специалистам муниципальных образований в наполнении информационной системы. Зайдите на сайт – найдите свой дом – побеспокойтесь, чтобы все необходимые сведения были внесены. Это самый лучший и действенный инструмент общественного контроля. Адреса сайтов вы можете видеть на экране.
В противном случае мы получим неверные исходные данные и не сможем спланировать необходимый объем средств для комплексного решения этой проблемы. И тем самым лишим себя значительного объема федеральной поддержки. Времена адресных программ капремонта, по сути, латания дыр, закончились. Наступает пора долгосрочного системного планирования и действий под контролем и гарантиями государства.
В 2013 году для Омской области на капитальный ремонт многоквартирных домов Фондом содействия реформированию ЖКХ определен лимит в 110 миллионов рублей. Объем софинансирования из областного бюджета составит почти 43 миллиона рублей. В итоге ориентировочный объем программы превысит 230 миллионов рублей.
Но эти деньги мы получим только при условии установки коллективных приборов учета не менее чем в 100 (ста) процентах от общего количества многоквартирных жилых домов. А сегодня, все еще значительная часть домов счетчиками не оборудованы.
Обращаю внимание Администрации города Омска, депутатов Омского городского Совета, руководителей ресурсоснабжающих организаций на эту проблему и призываю вас вплотную ею заняться! Если мы спустим ее на тормозах, то в ближайшие три года можем потерять почти 2,5 миллиарда рублей, которые определены региону на ремонт и расселение аварийного и ветхого жилья. Терять такие деньги непозволительно. Требую обеспечить установку приборов учета в кратчайший срок.
Омским Региональным Фондом капремонта начата работа по внедрению в 2013 году информационной системы по комплексной автоматизации сферы ЖКХ.
На основе современных технологий это позволит всем организациям, которые оказывают и получают жилищно-коммунальные услуги, контролирующим органам, а также органам власти иметь полную и достоверную картину о качестве, скорости и степени удовлетворенности услугами. Также это позволит оперативно реагировать на различные ситуации, сравнивать стоимость оказания услуг и поощрять лучших.
Это будет единый информационный портал всех участников рынка. Безусловно, он повысит прозрачность взаимоотношений в данной сфере и уровень доверия потребителей.
К сожалению, могу отметить слабые результаты в области модернизации коммунальной инфраструктуры. Особенно в сферах тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Препятствием выступает отсутствие утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций. Они необходимы для обеспечения качественными услугами граждан и опережающего развитие сферы жилищного строительства.
Обращаю особое внимание муниципальных властей на необходимость качественного изменения подходов к формированию программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры. Это базовый анализ для привлечения инвестиций. Его отсутствие на годы отбросит решение застарелых проблем.
Администрации Омска необходимо провести все необходимые мероприятия для утверждения до конца этого года Схемы теплоснабжения и газоснабжения города. В противном случае, ни о каком развитии мегаполиса не может быть и речи. Ни одной инвестпрограммы по теплу не будет принято. Это затормозит развитие, в первую очередь, сферы жилищного строительства и обеспечения земельных участков под социальные объекты.
На федеральном уровне приняты все необходимые документы, которые обязывают субъекты и муниципальные образования обеспечить приток в отрасль частного капитала в обмен на энергоэффективную модернизацию.
Инвестиционная непривлекательность муниципальных предприятий не позволяет им кредитоваться, тем более, надеяться на долгосрочные инвестиции. Первым шагом должно стать акционирование МУПов. Затем подготовка инвестиционных программ, получение долгосрочного тарифа и привлечение инвестиций.
Не нужно бояться вести разговор о масштабной приватизации. Есть все законодательные возможности обеспечить приход в отрасль эффективного собственника. Ничего другого здесь, к сожалению, не придумаешь, это объективное требование времени.
Рассчитывать на бюджетное финансирование коммунального комплекса – это архаика. Муниципалитеты, способные реорганизовать систему управления «коммуналкой», доказать эффективность вложений и гарантировать повышение качества коммунальных услуг для населения, получат достаточную поддержку от области.
Требуется ускорить проработку и применение инструментов в рамках комплексной схемы обращения с отходами на территории региона. Даю поручение Министерству природных ресурсов и экологии совместно с руководителями муниципальных образований и федеральными ведомствами обеспечить мероприятия по защите экологической ситуации в области и принять меры для переработки к 2016 году до 50 процентов отходов во вторичное сырье.
Не терпит отлагательств и вопрос выделения участков для многодетных семей. Об этой проблеме я уже упоминал. Наиболее остро она стоит в областном центре. Каждая семья, которая имеет право на землю, должна иметь реальную возможность это право реализовать. Пока же в Омске участки предоставлены всего 72 семьям. Тогда как желающих – без малого полторы тысячи. Задача на 2013 год – обеспечить наделами не менее 300 семей.
Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области следует ускорить принятие норматива градостроительного проектирования для минимальной обеспеченности инженерными сетями предоставляемых многодетным семьям земельных участков в муниципальных образованиях.
Однако простое наделение многодетных семей землей часто не приводит к реальному улучшению их жилищных условий. Разные стартовые возможности и длительные сроки строительства зачастую откладывают принятие решения о новом большом доме. Не реализуются все существующие механизмы, в том числе и ипотечные программы.
Поручаю Минстрою Омской области и Фонду «Жилище» совместно с муниципальными образованиями и банковским сообществом проработать «пилотный» проект комплексной застройки, обеспеченный коммунальной и социальной инфраструктурой и включающий инструменты кредитования многодетных семей.
В «ручном» режиме сегодня необходимо решать и проблему обманутых дольщиков. В списке проблемных домов – 24 объекта.
В прошлом году из бюджета выделено более 92 миллионов рублей на достройку пяти домов. Работы на трех из них завершены. В этом году подготовлены «дорожные карты» по каждому проблемному дому. Из регионального бюджета выделено почти 50 миллионов рублей для ввода в эксплуатацию еще трех домов.
23 мая принят закон об оказании дополнительных мер государственной поддержки участникам долевого строительства. Он предусматривает бесплатное предоставление в собственность земельных участков застройщикам, которые взяли обязательства по завершению проблемных домов. Всего в 2013 году будут введены как минимум 11 домов.
Неплохих результатов мы достигли в реализации проекта газификации. Уровень обеспеченности населения области природным и сжиженным газом составляет 95 процентов и является самым высоким в Сибирском Федеральном округе.
В 2012 году построено 430 километров газопроводов различного назначения. К газоснабжению подключено 14 тысяч квартир.
В 2013 году планируется проложить свыше 250 километров распределительных газовых сетей. Газифицировать не менее 6 тысяч квартир.
Правительством Омской области и открытым акционерным обществом «Газпром» подписан План создания единой газораспределительной организации. Она будет выполнять функции управления, обслуживания и модернизации газовых сетей муниципальных образований региона. Консолидация активов газораспределительных организаций в единую ГРО позволит сократить затраты на содержание газопроводов.
Нынешней зимой дала знать о себе проблема на Тевризском газоконденсатном месторождении. Из-за снижения объемов добычи природного газа возникли перебои с подачей голубого топлива жителям Знаменского, Тарского и Тевризского районов. Ввод в эксплуатацию новой скважины увеличит объем добычи природного газа и обеспечит потребителей этих районов природным газом в необходимом объеме.
Еще одна злободневная проблема, которая волнует, наверное, всех жителей региона, – это состояние дорог.
В прошлом году создан дорожный фонд Омской области. Ассигнования на дорожное хозяйство по сравнению с 2011 годом увеличены в полтора раза и превысили 3 миллиардов рублей. В этом году объем дорожного фонда составляет уже почти 5 миллиардов рублей.
Планируется продолжить строительство окружной магистрали города Омска – участок Федоровка–Александровка. К 13 селам будут построены подъездные дороги с твердым покрытием общей протяженностью 27 километров. Начнется строительство 4 мостов в Усть-Ишимском, Тарском и Тевризском районах.
В планах на ближайшие 5 лет - построить дороги с твердым покрытием не менее чем к 80 селам. Отремонтировать более 200 километров дорог регионального и около 100 километров дорог местного значения.
УВАЖАЕМЫЕ ОМИЧИ!
Встречаясь с жителями, читая мониторинги СМИ, видишь, что большинство социальных вопросов, волнующих людей, касаются заработной платы, социальной защиты, обеспечения жильем, образования, здравоохранения, культуры, спорта и здорового образа жизни. Именно эти отрасли формируют то, что мы называем качеством жизни. Повышенное внимание к ним со стороны власти вполне закономерно.
В Омской области сохраняется устойчивая положительная тенденция демографического развития. В 2012 году зарегистрирован рекордный за последние два десятилетия показатель рождаемости. На свет появилось 29,5 тысяч маленьких омичей. После 18-летнего периода убыли закрепилась тенденция естественного прироста населения.
Область занимает лидирующие позиции по количеству прибывших к нам соотечественников. В прошлом году по этому показателю мы заняли первое место в Сибири и четвертое в России. На реализацию программных мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в регион соотечественников из федерального бюджета привлечена субсидия – 24 миллиона рублей.
Реализуется комплекс мер по обеспечению занятости населения и поэтапному снижению уровня общей безработицы.
В результате планомерного стимулирования инвестиционного развития и малого предпринимательства показатель уровня общей безработицы за последний год снизился почти на процент. Сейчас он составляет 6,9 процента от экономически активного населения. Это четвертое место в Сибирском Федеральном округе.
В 2012 году отмечено увеличение денежных доходов населения. Рост составил без малого 6 процентов. Средняя зарплата возросла на 15 процентов и составила 22 тысячи рублей. По предварительным оценкам в 2013 году она достигнет отметки в 25100 рублей.
В соответствии с распоряжениями Правительства Омской области заработная плата учителей в прошлом году повышалась дважды. К 1 сентября 2012 года достигла среднеобластного уровня. Другим педагогическим работникам зарплата повышена на 30 процентов. Медицинским работникам образовательных учреждений – на 50 процентов, воспитателям – на 32–43 процента в зависимости от категории. Социальным работникам – на 20 процентов. Работникам государственных учреждений культуры – на 10 процентов.
В этом году на повышение заработной платы бюджетникам будет дополнительно выделено более 2 миллиардов рублей.
В сфере социальной защиты принят ряд постановлений, которые направлены на улучшение положения омичей с ограниченными возможностями здоровья. Совместно с общественными объединениями разработана концепция трудоустройства таких людей. Сегодня они вовлекаются в рабочий процесс наравне с другими жителями региона.
Увеличен размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам Омской области, сняты ограничения по доходам при её назначении. Отдельным категориям граждан увеличены единовременные выплаты ко Дню Победы.
Планируется внедрение новой формы социальной поддержки пожилых – приёмной семьи. Принято постановление Правительства Омской области об установлении ежемесячной выплаты людям, которые ухаживают за пожилыми и инвалидами.
В числе стратегических задач – открытие центра реабилитации инвалидов, создание многопрофильных современных организаций социального обслуживания, развитие полустационарных и нестационарных форм социального обслуживания. В приоритетах - ликвидация очереди в стационарные учреждения, внедрение контрактной формы оказания социальной помощи малоимущим семьям.
Сегодня назрела реформа органов социальной защиты, труда и занятости. Отчетливо видится, что работа с кадрами это перманентный процесс. От обучения, получения квалификации, трудоустройства и движения по карьерной лестнице, а возможно в новую, более интересную сферу. Это задача не отдельных ведомств, а единой системы управления кадровым потенциалом. Поручаю Правительству в приоритетном порядке продумать новые подходы к организации самой системы. Наша задача - исключить в будущем необходимость применения крайних, по сути, мер социальной защиты трудоспособного населения. Уже сегодня можно создать необходимые механизмы для синхронного предложения персонала, востребованного омскими предприятиями.
Качество жизни людей и социальное самочувствие общества во многом определяет состояние дел в здравоохранении. В этой сфере в последнее время происходят кардинальные перемены к лучшему. В регионе создана единая территориальная система здравоохранения, внедрен единый стандарт медицинского и лекарственного обеспечения населения. Тем самым созданы условия для равного доступа к качественной врачебной помощи каждого жителя, независимо от места его проживания.
В рамках модернизации в прошлом году отремонтировано 37 учреждений здравоохранения. В этом году работы будут вестись на 27 объектах.
Сегодня Омская область – в числе наиболее развитых регионов страны по компьютеризации здравоохранения. В 2012 году на базе созданной инфраструктуры организована реальная автоматизация деятельности медицинских учреждений региона. 213 машин «скорой помощи» оснащены навигационным оборудованием на базе системы ГЛОНАСС.
Третий год подряд у нас реализуется проект «Онкология». Как результат – увеличились показатели раннего выявления опасной патологии. На базе Омского клинического онкологического диспансера создан российско-французский учебно-инновационный центр. Он позволит высокотехнологическую помощь европейского уровня сделать доступнее для жителей региона. Для дальнейшего развития онкологической службы в 2013 году из областного бюджета будет направлено до 400 миллионов рублей.
В прошлом году организована работа двух региональных сосудистых центров и шести первичных сосудистых отделений. Тем самым формируется единая система оказания помощи – от ранней диагностики до проведения сложных кардиологических операций.
Наряду с модернизацией сферы здравоохранения в прошлом году продолжилась и модернизация сферы образования. И городские, и сельские дети должны получать знания в достойных, комфортных и безопасных условиях. Создание таковых – главная цель модернизации.
Из федерального и областного бюджетов в школы региона в 2012 году вложено более одного миллиарда рублей. К началу учебного года отремонтировано почти 400 объектов образования. Повышен уровень оснащенности школ компьютерами. Приобретено более 15 тысяч единиц техники.
Но нужно серьезно пересматривать подход к применению и ускоренному внедрению новых технологий в образовании. Необходимо дополнительно проанализировать мировые методики и подходы и массово использовать компьютерные технологии.
Роль, которая отводится в современном мире детям, повышает их бытовую грамотность, их влияние на своих родителей растет с каждым годом, так как ребенок более подвержен восприятию всего нового.
Если мы хотим, чтобы следующее поколение было более грамотным, чем мы, уже сегодня нужно закладывать основу их миропонимания через новые дисциплины, такие, например, как «энергосбережение и коммунальные услуги», «чистый город». И, поверьте, нам будет чему самим поучиться.
Серьезнейшая проблема, волнующая сегодня общество, – нехватка мест в детских садах. В прошлом году было создано 3716 дополнительных мест дошкольного образования, что оказалось на 41 процент больше запланированного. В дальнейшем мы также будем последовательно решать эту проблему.
В планах на этот год открытие не менее 4,5 тысяч дополнительных мест. К 2016 году «дошкольный» дефицит должен быть ликвидирован на всей территории области. Такую задачу перед нами ставит руководство страны. И, я уверен, она будет выполнена.
Хочу лишь напомнить, что это поручение Президента адресовано не только губернаторам, а всей вертикали исполнительной власти. Мы вместе должны сделать все возможное и невозможное, чтобы обеспечить и земельные участки, и инженерную инфраструктуру, и разрешительную документацию. Каждый должен относиться к этой проблеме так, как будто его собственные ребенок ждет место в детском саду.
Основой любого здорового общества, одним из индикаторов его нравственного состояния является спорт. Это важный элемент воспитания, одно из эффективных средств борьбы с наркоманией и алкоголизмом. То есть с теми проблемами, которые, по данным социологов, входят в число более злободневных для омичей, чем для жителей других регионов.
Развитию спорта, пропаганде принципов здорового образа жизни в Омской области всегда уделялось большое внимание. Не стал исключением и прошлый год. Были капитально отремонтированы спортивные комплексы в Москаленском, Большереченском и Колосовском районах. Современный спортивный комплекс введен в Полтавском районе.
В апреле 2013 года после капитального ремонта открылся бассейн в Лузино. Проведена реконструкция спортзала в Усть-Ишиме и стадиона в Таврическом районе.
Завершается строительство крытого хоккейного корта в Тевризском районе.
В 2012 году между Правительством Омской области и открытым акционерным обществом «Газпром» достигнута договоренность о реализации программы «Газпром – детям». В её рамках в этом году начнется строительство «Хоккейной Академии», двух физкультурно-оздоровительных комплексов с бассейнами и десяти спортивных площадок.
Как не жалеем мы сил и средств на укрепление материальной базы для развития физической культуры и спорта, формирования в обществе принципов здорового образа жизни, так не жалеем мы их и на мероприятия, связанные с развитием культуры. Созидание, творчество сплачивает и духовно объединяет людей.
Омская область – регион с богатейшим историческим наследием, самобытными культурными и духовными традициями, которые необходимо развивать и сохранять для потомков. Об этом во время своего визита в Прииртышье говорил и Министр культуры Российской Федерации Владимир Ростиславович Мединский.
На сегодня определены четыре знаковых объекта, которые будут построены в регионе с участием федерального бюджета. Уже идут работы над созданием детского досугового комплекса «Птичья гавань». Проектируется многофункциональный культурный центр в Калачинске. Его строительство начнется в 2014 году. Планируется реконструировать здание Омского драматического театра «Галерка».
2012 и 2013 годы ознаменованы реализацией ряда новых для омской культуры проектов. Состоялся масштабный детский конкурс под руководством Юрия Николаева «Утренняя звезда». Омск принял у себя несколько кинофестивалей: «Золотой Витязь», кинофестиваль грузинского кино, кинофорум дебютов «Движение». Омские коллективы готовятся к участию в Фестивале Русского искусства в Каннах, который состоится в августе этого года.
ДОРОГИЕ ЗЕМЛЯКИ!
Я как Губернатор несу ответственность перед вами за все процессы и перемены, которые происходят в регионе. И мне очень важно, чтобы все жители знали, над решением каких проблем мы работаем, каких показателей в итоге планируем достичь. Перемены к лучшему бывают только там, где есть возможность для открытого обсуждения проблем. Поэтому Правительство области сегодня максимально открыто перед населением. Созданы равные и полные возможности для получения всеми СМИ любых интересующих их сведений о деятельности органов исполнительной власти.
Вся информация о шагах, которые предпринимает Правительство для повышения качества жизни в регионе, о бюджете, других важнейших направлениях работы находятся в открытом доступе в Интернете.
До конца этого года планируется разработать новую концепцию информационного портала Правительства Омской области. Предполагается расширить интерактивные возможности данного ресурса, сделать его более удобным для пользователей.
Прошедший год в финансовом плане был непростым. Расходы консолидированного бюджета области в связи с ориентацией на выполнение социальных обязательств перед населением выросли по сравнению с 2011 годом более чем на 12 процентов. Необходимость реализации задач, которые поставлены Президентом страны, вызвала рост дефицита консолидированного бюджета региона почти до 4 миллиардов рублей.
Нужно признать, что мы имеем весьма напряженную ситуацию, если не сказать жестче. С одной стороны – выпавшие налоговые доходы, с другой – дополнительные расходы социального характера. Это и исполнение важнейших майских указов Президента России, и расходы на крупнейшие областные проекты, а также приоритеты, обозначенные в нашей Стратегии. Все это фактически создает ситуацию бюджетного разрыва, своего рода ножниц.
Задача этого года – исходя из нашей Стратегии и нужд омичей, принять необходимые решения и правильно распределить ресурсы, в том числе бюджетные.
Источником финансирования дефицита в основном являются кредитные ресурсы. Тем не менее, мы не сидим, сложа руки, а стараемся активно управлять государственным долгом. За счет управления единым счетом областного бюджета удалось временно сократить госдолг более чем на 3 миллиарда рублей: с 22,7 миллиарда (на 1 января 2013 года) до 19,6 миллиарда (на 1 июня 2013 года). Это снижает расходы на его обслуживание.
Однако, учитывая, что областной бюджет по-прежнему принят с дефицитом в размере 7,7 миллиарда рублей, сохранить позиции по снижению государственного долга, к сожалению, не удаётся.
В 2012 году из федерального бюджета получено около 16,5 миллиардов рублей – на 2 миллиарда больше, чем годом ранее. В этом году общий объем привлеченных средств также составит более 16 миллиардов рублей.
Основная задача на 2013 год – мобилизовать в консолидированный бюджет Омской области не менее 64 миллиардов рублей налоговых и неналоговых доходов.
Отмечу, что в сфере межбюджетных отношений в Омской области объемы финансовой помощи сокращаться не будут. Но их структуру планируется пересмотреть для расширения финансовой самостоятельности местного самоуправления.
Еще одно направление - консолидация ряда трансфертов местным бюджетам. Она также позволит органам местного самоуправления проявить активность в их распределении на наиболее значимые направления.
Однако взамен мы потребуем от местных властей серьезной внутренней реорганизации, изменения административных подходов, повышения качества услуг, роста профессиональных компетенций муниципальных служащих. И главное - повышение эффективности как бюджетного, так и управленческого процесса.
Обращаясь к руководителям местных органов власти, должен сказать, что на общественной экспертизе Стратегии неоднократно фиксировался запрос жителей на преобразование городской среды и сельской территории. Людей крайне беспокоит недостаточный уровень благоустройства и вопросы экологии среды ежедневного пребывания.
Именно развитие территорий, городской и сельской среды (в первую очередь областного центра) будет первым критерием, по которому жители будут судить об эффективности деятельности всех органов власти.
Считаю, что в углубление Стратегии необходимо подготовить Стратегии муниципальные. Они должны полностью охватывать как экономический, так и социально-культурный потенциал развития каждой территории Омской области, определив их роль в общем движении.
Нужно выразить и определить имеющиеся возможности муниципалитетов, осовременить интернет-сайты, сделать их активным двигателем развития территорий.
Напомню, что один из принципов моей работы звучит, как «Долги нужно возвращать». Только грамотное управление долгом позволит высвободить ресурсы, которые уходят на его обслуживание.
Поэтому в перспективе ставится задача по снижению дефицита бюджета и принятию бездефицитного бюджета. Это необходимо для того, чтобы обеспечить опережающие темпы роста и возврат на стратегическую траекторию развития. Мы должны укреплять нашу политику модернизации экономики, продолжать наращивать государственную поддержку инноваций и стимулировать инвестиционную деятельность.
«Бюджет расходных обязательств» необходимо трансформировать в «бюджет развития».
В Омской области в мире и согласии проживают представители 120 национальностей и многочисленных конфессий. На протяжении многих десятилетий у нас не было конфликтов на национальной и религиозной почве.
Омскую область по праву можно назвать территорией толерантности и согласия. Это наше политическое и социальное достижение, признак стабильности и гражданской зрелости.
Сохранение традиционных духовно-нравственных ориентиров и ценностей, которые всегда служили основой для объединения жителей нашего региона, является залогом прочного и стабильного развития региона и в дальнейшем.
Подобный подход с нами разделяют и федеральные власти. В мае Министерство регионального развития приняло решение о включение Омск в число 11 городов страны, которым федеральное ведомство выделит 1,5 миллиарда на создание Центра толерантности.
Считаю, что обновление общества, его духовное и социальное выздоровление в современных условиях невозможно без продуктивного взаимодействия государства и гражданских институтов.
В марте я подписал Указ «Об общественном экспертно-консультативном совете по стратегическому развитию и конкурентоспособности при Губернаторе Омской области».
От экспертного сообщества я жду предложений по решению наиболее актуальных проблем региона, причем касающихся не только экономического развития.
Сегодня омичей, как показывают социологические опросы, более всего волнуют проблемы состояния дорог, низкий уровень заработной платы, стоимость услуг ЖКХ. Также весьма злободневны проблемы наркомании, алкоголизма и коррупции. Борьба с этими социальными «болячками» должна вестись, что называется, на всех фронтах. Задача искоренить их – для меня как Губернатора – одна из приоритетных.
Сегодня мы продуктивно сотрудничаем с Общественной палатой Омской области. В частности, она активно подключилась к решению проблемы выделения земельных участков многодетным семьям. Мы намерены наладить конструктивное взаимодействие с политическими силами и общественными объединениями, отражающими интересы самых разных социальных групп.
Мы оказываем грантовую поддержку значимым для региона инициативам и проектам. В первую очередь таким, которые способны объединить наше общество и которые направлены на улучшение качества жизни, сохранение исторического наследия, духовно-нравственное воспитание личности.
Один из последних примеров – проект «Бессмертный полк», объединивший всех, кому дорога память о Великой Победе. Хотелось бы, чтобы таких гражданских инициатив в регионе реализовывалось как можно больше.
УВАЖАЕМЫЕ ПРИГЛАШЕННЫЕ, КОЛЛЕГИ, ОМИЧИ!
Прошел год с того момента, как я возглавил Омскую область. Год был непростой. Много было трудностей и сложностей. И уверен, что впереди их не меньше. Но сегодня есть твердое понимание, по какому пути должен развиваться регион, осознание того, что необходимо сделать для его процветания и обеспечения благополучия всех жителей.
Считаю, что именно такой курс – на открытость власти, создание условий для развития творческого потенциала жителей и привлечения в регион инвесторов, без умалчивания проблем развития и без манипуляций общественным сознанием, является главным залогом устойчивого развития нашего любимого региона.
Сегодня мы ставим реальные, хотя и весьма амбициозные задачи. На многих из них я остановился в отчете о своей работе. По каждой из поставленных задач мы будем стремиться к конкретным результатам.
Наш завтрашний день зависит только от нас и от наших усилий. Никто за нас не сделает нашу жизнь лучше. Давайте вместе, проявляя гражданскую зрелось и ответственность, работать на благо Омской области и омичей!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!