Отчет временно исполняющего обязанности Губернатора Омской области В.И. Назарова о результатах деятельности Правительства Омской области в 2014 году 21 мая 2015 года

21 мая 2015 года

Уважаемый Владимир Алексеевич!

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания  Омской области!

Уважаемые приглашенные!

В соответствии с Уставом Омской области представляю Вам традиционный отчет о работе регионального Правительства за прошедший 2014 год.

Подводя итоги года, отмечу, что есть серьезные достижения, которые позволили выйти на новый виток в развитии Омской области, но остались и задачи, которые только предстоит решить.

Выстраивая региональные приоритеты, Правительство Омской области неукоснительно следовало федеральным установкам по первоочередному выполнению задач, определенных Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным в "майских" указах и послании Федеральному Собранию.

Как результат – в прошлом году выполнены все обязательства социального характера в рамках поручений "майских" указов. Всего на их реализацию из областного бюджета выделено более 21 млрд. рублей.

В полном объеме обеспечено финансирование из областного бюджета повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы.

Положительная динамика и с детскими садами. Созданы дополнительные места для 7 тысяч малышей. В 23 районах области ликвидирована очередность детей в возрасте от 3 до 7 лет. Построены 3 новых детских садика в городе Омске, Тарском и Тевризском районах, ещё 3 здания приобретено в областном центре, 2 детских сада в городе Омске и Таврическом районе открыты после реконструкции. Проведен масштабный ремонт имеющихся помещений с созданием новых групп в действующих образовательных учреждениях.

Свой вклад в решение этой задачи внесли социальные предприниматели, которых мы активно поддерживаем. Всего в 2014 году открыто 700 мест для дошкольников в учреждениях негосударственного сектора, в том числе 546 мест – предпринимателями, которым оказана государственная поддержка. 
В результате доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет у нас составила более 91 процента.

Но пока рано говорить, что проблема очередности полностью решена, особенно в областном центре. Перед нами стоит задача – до конца текущего года дать возможность всем малышам, которым уже исполнилось 3 года, посещать детские сады.

Ещё одно направление "майских" указов – повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг.

Проведен большой объем работы по созданию на территории Омской области сети многофункциональных центров предоставления госуслуг. На начало текущего года МФЦ были открыты во всех административных округах города Омска и в 14 сельских районах. Обеспечен высокий уровень доступности для населения услуг, оказываемых по принципу "одного окна". В 2015 году эта работа будет завершена, МФЦ появятся на территории всех районов области. 
Не менее важным представляется обеспечение жителей Омской области доступным и комфортным жильем. Здесь тоже есть о чем сказать.

Всего на территории региона построено порядка 850 тыс. квадратных метров жилья. Это на 2,6 процента больше, чем в 2013 году.

Введены 3 дома из 25 "проблемных", на 12 домах ведутся работы, 5 из них находятся в высокой степени строительной готовности. Мы продолжаем решение юридических вопросов и по остальным 10-ти "проблемным" домам, ведется подготовка к возобновлению их строительства.

В 2014 году начато освоение площадок комплексной жилой застройки на территории Омска.

В рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда переселено более 3-х тысяч человек.

Продолжается строительство 46 многоквартирных домов в районах области и 9 многоквартирных домов на 611 квартир в городе Омске.

2014 год отмечен значительным улучшением демографической и миграционной ситуации. Впервые за последние 15 лет в области зафиксирован как естественный прирост населения – 3605 человек, так и миграционный – 702 человека. Отмечу, что в 2013 году миграционная убыль составляла 2 тысячи 800 человек.

Также в 2014 году зафиксирован рекордный за последние 23 года рост рождаемости – в Омской области родилось почти 30 тысяч малышей.

На миграционный прирост в 2014 году существенно повлияла реализация госпрограммы по содействию добровольному переселению соотечественников из-за рубежа. Омская область в прошлом году приняла более 5 тысяч 800 соотечественников, что в 2,4 раза превысило плановый показатель.

Омская область по праву может считаться многонациональным регионом. На нашей территории в мире и согласии проживают представители более 120 национальностей со своими культурными и конфессиональными особенностями. В 2014 году Омская область сохранила лидирующие позиции в СФО по показателям межнациональной и этноконфессиональной стабильности. И в этом есть заслуга регионального Правительства, уделяющего серьезное внимание вопросам межнациональных взаимоотношений, тем более важным в свете непростой международной обстановки.

Наша область не осталась в стороне от проблем беженцев, массово хлынувших в Россию после начала боевых действий на Украине. Мы протянули руку помощи для 2 тысяч человек. В 16 пунктах временного размещения, организованных на территории Омской области для граждан Украины, были размещены полторы тысячи человек. На их обустройство из резервного фонда Правительства Омской области направлено около 88 млн. рублей, а также более 10 млн. рублей трансфертов из федерального бюджета.

Свыше 1700 граждан Украины приняли участие в программе по переселению соотечественников, многие из них решили остаться в Омской области.

Хочу также отметить значительные позитивные сдвиги в создании на территории Омской области комфортных условий для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В прошлом году продолжилась работа по оборудованию входных групп в зданиях учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты. 83 инвалида-колясочника получили компенсацию затрат по обустройству жилых помещений, установлен 41 пандус в местах проживания инвалидов-колясочников.

Организована работа диспетчерской службы видеосвязи для инвалидов по слуху. 
Большое внимание уделялось созданию безбарьерной среды для детей в базовых школах всех муниципальных районов области и города Омска.

В зоне "шаговой доступности" созданы условия, позволившие увеличить с 25 до 42 процентов долю детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся инклюзивно. Дополнительно организовано дистанционное обучение на дому для 29 детей-инвалидов. Это стопроцентный охват дистанционным образованием этой категории обучающихся.

По результатам федерального конкурсного отбора с 1 сентября 2014 года Омская область в числе 17 пилотных регионов приступила к апробации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для детей с нарушениями слуха, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы.

Одной из главных задач власти всегда была и будет забота о тех, кто сам о себе позаботиться не в состоянии. Это дети и пожилые люди. В прошлом году на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации я докладывал о том, что нам удалось на треть снизить очередь в стационарные учреждения среди одиноких пожилых людей. В этом году мы полностью эту очередь закроем. Помимо ремонта и строительства специальных учреждений, у нас есть положительный опыт внедрения стационарозамещающих технологий. На начало 2015 года создано 228 приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Важнейшими задачами в 2014 году оставались укрепление института семьи и детства, профилактика социального сиротства, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В прошлом году сократилось количество выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом до 95,2 процента увеличилась доля таких детей, устроенных в семьи.

С участием Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создана социальная гостиница для несовершеннолетних, ресурсный центр по профилактике социального сиротства, жестокого обращения и насилия над детьми. Во всех районах области появились службы социальных участковых. Увеличено количество социальных служб экстренного реагирования.

Хорошая динамика по обеспечению жильем выпускников детских домов. В 2014 году жилыми помещениями были обеспечены 518 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 157 человек больше, чем в 2013 году. На эти цели направлено 500 млн. рублей.

В текущем году эта работа продолжается, запланировано приобретение и строительство еще 380 жилых помещений для детей-сирот.

Говоря об итогах 2014 года, отдельно хочу отметить достижения омских спортсменов. Семь омичей приняли участие в 22-х Олимпийских зимних играх и 11-х Паралимпийских зимних играх в Сочи. Все мы знаем о Яне Романовой и Григории Мурыгине, прославивших Омскую область.

Всего в 2014 году омские спортсмены завоевали 932 медали во всероссийских и международных соревнованиях, из них 315 золотых, 228 серебряных и 379 бронзовых.

Радует, что сегодня треть жителей Омской области систематически занимается физкультурой и спортом и этот показатель ежегодно растет.

Прошлый год был также богат на культурные события. Отмечу кинофестиваль дебютов "Движение", IV Международный театральный фестиваль "Академия", фестиваль Новой музыки, международную выставку "Евразия-Арт: великие реки искусства".

Безусловно, особое внимание уделялось мероприятиям, посвященным 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Год культуры прошел в Омской области на достойном уровне. В текущем году запланировано более 20 региональных проектов, связанных уже с проведением Года литературы.

Уважаемые депутаты!

Отдельно я хотел бы отметить достаточно серьезные достижения в развитии социального бизнеса, в этом сравнительно новом направлении деятельности как для самих предпринимателей, так и для регионального Правительства.

На V Съезде некоммерческих организаций России Омской области как региону, внесшему весомый вклад в совершенствование системы государственной поддержки институтов гражданского общества, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, присуждена Общественная премия «ГОСГРАНТ».

В 2014 году введены новые субсидии на создание частных домов для престарелых граждан, а также субсидии для предпринимателей, осуществляющих социально ответственную деятельность.

Всего было поддержано 17 проектов частных детских садов и 9 социально значимых проектов. В дополнение к частным пансионатам для пожилых людей в Тарском и Любинском районах открыто 2 частных дома для престарелых в Большереченском и Исилькульском районах, еще один появится до конца года в Нижнеомском районе. Плюсом к этому реализованы проекты в Омске по оказанию медицинской помощи и проведению спортивных тренировок для людей с ограниченными возможностями, по трудоустройству социально незащищенных граждан.

На поддержку предпринимателей и социально ориентированных некоммерческих организаций, работающих в социально значимых направлениях, предоставлено более 100 млн. рублей субсидий за счет областного и федерального бюджета.

В октябре 2014 года проведен IV Международный Форум социальных предпринимателей и инвесторов, значимость и уникальность которого отметил Председатель Правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев.

Мы взяли высокий старт и доказали, что эта сфера интересна бизнесу, который также может решать острые социальные проблемы. Итог – наша региональная практика по развитию социального предпринимательства уже признана лучшей в России и одобрена к тиражированию в других регионах.

Увеличилось число частных медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

За счет внебюджетных средств на базе первой городской клинической больницы и Калачинской больницы созданы центры нефрологии и гемодиализа для обслуживания пациентов с хронической почечной недостаточностью.

Сегодня все нуждающиеся обеспечены возможностью проведения высококачественной процедуры гемодиализа на аппаратах "искусственная почка".

С декабря 2013 года стартовал проект "Омская область – регион социальной активности". Его цель, и это следует из названия, – повышение социальной активности и ответственности бизнеса, органов государственной власти и населения. В рамках проекта около тысячи человек приняли участие в работе ежемесячных экспертных площадок.

Организована система независимой оценки качества работы сферы здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты. Эта работа продолжена и в текущем году. Сегодня нам необходим прямой диалог с жителями области по вопросам повышения качества работы организаций социальной сферы и оценки деятельности их руководителей.

В июне этого года в Омской области будет проведен крупномасштабный форум социальных инноваций регионов, в котором примут участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, политических партий, общественных объединений, научных, образовательных, медицинских организаций и организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, бизнес-структур. Одной из главных целей форума выступает оказание содействия модернизации социальной сферы, в том числе на основе распространения государственно-частного партнерства, развития практики аутсорсинга социальных услуг, формирования конкурентной среды.

В прошлом году региональное Правительство не только полностью обеспечило предоставление социальных льгот гражданам, но и ввело новые меры социальной поддержки – на капитальный ремонт и частичную компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг.

Уважаемые депутаты!

Ключевые направления региональной экономической политики определяются общим стратегическим курсом страны.

Вместе с тем региональная власть должна соответствовать времени и грамотно выстраивать социально-экономическую политику на местах.

Прошлый год был ознаменован серьезными вызовами устойчивости нашей экономической системы.

Это не могло не отразиться на нашем регионе. Повторяя общероссийский тренд, замедлилась динамика основных показателей социально-экономического развития региона, ряд индикаторов ушли в отрицательную зону, выросла инфляция, снизилась инвестиционная активность и потребительский спрос, сократились объемы банковского кредитования корпоративного сектора.

К этому следует добавить существенно возросшие социальные обязательства при недостаточности бюджетных средств для решения задач экономического и инвестиционного блока, высокий уровень регионального государственного долга, а также банкротство одного из крупнейших налогоплательщиков.

По оценке темп роста валового регионального продукта замедлился до 2 процентов против 5 процентов в 2013 году. Инвестиции в основной капитал в целом по области снизились на 2,5 процента, при этом наибольший спад в энергетике и строительстве – на 40 и 30 процентов соответственно.

Оборот в секторе малого предпринимательства в 2014 году увеличился всего на 4 процента, тогда как в предыдущие годы рост составлял 12 – 13 процентов.
Инфляция в 11,4 процента обусловила снижение реальной заработной платы на 1 процент к уровню 2013 года.

Показатели, характеризующие потребительскую активность населения, остались практически на уровне 2013 года: оборот розничной торговли вырос на 0,2 процента, объем платных услуг – на 0,3 процента. 
При этом в качестве плюса стоит отметить, что динамика ВРП, промышленного производства, индекса потребительских цен, уровня безработицы у нас лучше аналогичных показателей в среднем по России и Сибирскому федеральному округу.

Вопреки негативным воздействиям мы должны обеспечить устойчивость региональной экономики и сохранить социальную стабильность в Омской области. На сегодняшний день нам это удается.

Мы получили стимул для поиска новых возможностей, в первую очередь, в импортозамещении, поддержке экспорта, внедрении новых технологий, реализации инвестиционных проектов.

Отчитываясь перед депутатами Государственной Думы о работе федерального Правительства за 2014 год Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, что "все наши приоритеты, наши стратегические установки должны остаться прежними, и они останутся такими… Даже кризисные условия наши намерения менять не должны".

Эти слова являются для нас лейтмотивом при формировании экономической политики Правительства Омской области. При этом сегодняшние реалии, безусловно, стимулируют поиск качественно новых подходов не просто к сохранению, а к росту деловой активности в регионе.

Ключевое направление, без которого немыслимо сохранение позитивной динамики развития региональной экономики, – это создание благоприятного климата для инвесторов и предпринимательской инициативы.

В начале доклада я уже упоминал о том, что инвестиции у нас по итогам 2014 года снизились. Немного меньше, чем по России в целом, но в любом случае это тревожный сигнал. Отрицательный тренд нужно переломить. И здесь у нас есть "точки роста".

Несмотря на общие тенденции замедления темпов роста капитальных вложений наблюдалось повышение инвестиционной активности экономикообразующих организаций. В 2014 году 109 экономикообразующих организаций Омской области обеспечили более 38 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 10,5 процента выше уровня 2013 года.

Позитивным моментом является сохранение высокой инвестиционной активности малого и среднего бизнеса – на уровне 9 млрд. рублей в год. И это несмотря на сложности с привлечением банковских кредитов и неразвитость проектного финансирования.

Во многом стимулированию малых и средних предприятий к инвестированию в развитие бизнеса способствуют реализуемые в Омской области меры государственной поддержки.

В рамках региональной программы развития малого и среднего бизнеса компенсируются затраты на приобретение оборудования и по договорам лизинга технических средств. По данным субсидиям в прошлом году профинансировано 156 млн. рублей – на 20 процентов больше, чем в 2013 году. За счет этих средств поддержано 93 производственных и строительных проекта. Получатели субсидий создали порядка 500 новых рабочих мест. На 1 рубль субсидий привлечено 2,3 рубля внебюджетных инвестиций.

В целом же в регионе в 2014 году реализовано 12 крупных инвестиционных проектов, создан ряд крупных производств. Это:

  • завод по глубокой переработке масличных культур "Продэкс-Омск";
  • агрологистический центр и теплично-парниковой комбинат компании "Агрокультура"; 
  • завод по переработке молока "МилкОм";
  • вторая очередь комплекса по производству моторных масел на Омском заводе смазочных материалов
  • завод по производству бумаги для гофрирования компании "Капитал";
  • комплекс по выращиванию осетровых и других ценных видов рыб "Бородино";
  • реконструкция и модернизация 28 животноводческих объектов на 7160 голов крупного рогатого скота с установкой 8 доильных залов;
  • 10 технологических линий по производству стройматериалов.

Введена в эксплуатацию волоконно-оптическая сеть передачи данных общей протяженностью более 3 тысяч километров, впервые связь такого уровня качества появилась в районных центрах Большие Уки, Седельниково, Тевриз и Усть-Ишим.

Кроме того, более 1,5 млрд. рублей в прошлом году омские компании направили на программы модернизации.

Общий объем налоговых поступлений в региональный бюджет от реализованных проектов оценивается в 500 млн. рублей, создано около 800 новых рабочих мест.

До конца этого года планируется завершить реализацию 14 инвестиционных проектов с суммарным объемом инвестиций порядка 5,7 млрд. рублей, что позволит дополнительно создать на территории Омской области более 2300 рабочих мест.

Все названные проекты становятся новыми драйверами роста для экономики Омской области.

Кратко обозначу основные инициативы Правительства Омской области, нацеленные на повышение привлекательности Омской области для инвесторов, создание понятной и комфортной среды для бизнеса.

В первом полугодии 2014 года в Омской области полностью внедрен Стандарт деятельности органов власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

Следующий шаг – повышение качества работы в рамках Стандарта, внедрение лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, а также реализация плана приоритетных мероприятий, направленных на улучшение позиций Омской области в этом рейтинге.

В целях создания условий для вложения средств в регион в 2014 году обновлено базовое законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность.

Принят закон о государственно-частном партнерстве в Омской области, внесены изменения в региональный закон о государственной политике в сфере инвестиционной деятельности. В областное законодательство введено понятие реестра приоритетных региональных инвестиционных проектов, который позволяет систематизировать работу с инвесторами. Сейчас формируется законодательная база для того, чтобы проекты из реестра получали земельные участки без торгов.

Создан региональный инвестиционный земельный фонд. По состоянию на 1 января 2015 года определено 225 земельных участков, которые возможно в него включить.

Продолжена практика предоставления инвестиционных налоговых каникул, хотя, на мой взгляд, этот инструмент инвесторы пока не оценили в полной мере. 
В прошлом году в целях снижения административных барьеров, создания площадки для равноправного диалога бизнеса и государства в Омской области введен институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. Кроме того, налажена работа такого инструмента, как оценка регулирующего воздействия проектов правовых актов в инвестиционной и предпринимательской сферах.

Важным событием стал запуск совместно со Сбербанком многофункционального центра развития бизнеса.

В 2014 году начата работа по созданию индустриальных парков. Сейчас мы видим в перспективе 2 парка и рассчитываем привлечь на их формирование значительные инвестиции, в том числе федеральные средства на строительство необходимой инфраструктуры. Эта работа сегодня продолжается.

Все это укладывается в логику региональной стратегии социально-экономического развития до 2025 года.

Конечно, с учетом сегодняшних реалий назрела необходимость ее корректировки. Эти работы планируется завершить до конца текущего года с привлечением представителей научного сообщества, бизнеса и общественности.

Но приоритеты и задачи развития региона, конечно, остаются неизменными.
Основной упор в силу как региональной специфики, так и федеральных векторов развития делается на последовательную работу по импортозамещению причем не только в высокотехнологичном машиностроении, как принято считать, но и в аграрном секторе.

При этом мы не сидим сложа руки в ожидании федеральной финансовой помощи, используем все свои ресурсы и возможности.

Во многом достижению поставленных задач способствует работа по созданию и развитию региональных приоритетных отраслевых кластеров, поддержке системообразующих предприятий.

Большинство ключевых направлений в рамках кластеров реализуются в соответствии с намеченными планами, хотя некоторые из них корректируются с учетом изменившихся внешних условий.

Отдельно хочу сказать об организации производства инновационной продукции для нужд крупных федеральных и корпоративных заказчиков.

2014 год стал началом реализации "дорожной карты" по расширению использования высокотехнологичной и в том числе импортозамещающей продукции омских наукоемких организаций для нужд Газпрома.

За 2014 год омские предприятия поставили компании продукции на сумму более 700 млн. рублей. В текущем году работа в этом направлении продолжена. Из областного бюджета будет компенсироваться часть затрат омских предприятий на проведение сертификации продукции по стандартам стратегических предприятий.

Продолжая развивать этот опыт, планируется расширить промышленное сотрудничество с организациями, реализующими проекты развития Арктики.
В этом году планируется проведение Международной выставки высоких технологий и техники для Арктики, Сибири и Дальнего Востока "ВТТА-Омск-2015", которая станет эффективной площадкой для поиска и выстраивания долгосрочных, стратегических контактов.

Заключены соглашения о сотрудничестве с 6 федеральными холдингами.

Обеспечено утверждение Рабочей группой Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Дорожной карты комплексной программы "Инновационный транспорт Севера".

В прошлом году открыта первая очередь Омского технопарка радиоэлектроники – Центр по проектированию и изготовлению радиоэлектронных компонентов (на базе ОНИИП). Ведется формирование второй очереди – производственно-технологической линии на базе производственного объединения "Иртыш".

Успешно проведены первые испытательные пуски "Ангары" легкого и тяжелого классов, собранной на "Полете" из комплектующих преимущественно российского производства.

В результате на омских предприятиях ОПК выпуск продукции увеличился в 1,2 раза. Два омских проекта одобрены для включения в программу НИОКР Газпрома с финансированием 200 млн. рублей.

В марте этого года в целях развития импортозамещения создан Центр промышленной кооперации. Продолжается работа по выстраиванию системы продвижения продукции омских предприятий в крупные российские инфраструктурные компании. Это ОАО "Газпром", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "РЖД", ОАО "АК "Сибур".

В рамках кластера нефтепереработки и нефтехимии подписано соглашение с Газпромом, открыта автоматическая станция смешения масел на Омском заводе смазочных масел. Продолжена работа по реализации проекта Биокомплекс.
Основные направления развития агрокластера и региональной аграрной политики также выстроены с учетом поставленных федеральным Правительством задач по импортозамещению. Необходимая для этого база в регионе имеется, она была создана еще в предыдущие годы и получила существенное развитие в 2014 году.

Большинство из названных ранее крупных инвестпроектов, реализация которых завершена в 2014 году, напрямую связаны с импортозамещением в АПК. Также запущены новые линии по выпуску цельномолочной продукции, детского питания, молочных напитков и соков на действующих молокозаводах, модернизировано оборудование по производству колбасных изделий на мясокомбинате в Калачинске. В июне будет запущен комбикормовый завод.
Все это позволяет нам позиционировать Омскую область как регион – донор продовольствия. За прошлый год Омская область собрала более 3,1 млн. тонн зерновых культур, произвела более 700 тыс. тонн молока и 250 тыс. тонн мяса. Все эти объемы значительно превышают внутренние годовые потребности региона. Растут объемы переработки сельхозпродукции на территории региона и налоговые отчисления от предприятий АПК в консолидированный бюджет региона (рост относительно 2013 года на 4,5 %).

Решаются задачи расширения рынков сбыта продукции внутри региона. Заключены и реализуются соглашения о сотрудничестве между Правительством Омской области и торговыми организациями, Омским облпотребсоюзом. Проводятся "Дни поставщиков" и "Биржи контактов" товаропроизводителей и представителей торгового бизнеса, сформированы реестры организаций указанных сфер деятельности, организован постоянный информационный обмен между ними в "ручном" режиме.

Доля местных продовольственных товаров в общем объеме продаж крупных торговых сетей превысила уровень 2013 года на 4–7 процентных пунктов в зависимости от видов продуктов. Все крупные переработчики представлены в торговых сетях и, в основном, увеличили объемы поставок выпускаемой продукции.

Значительно расширена ярмарочная торговля местной продукцией – в 2014 году организовано более 570 Губернских сельскохозяйственных ярмарок в областном центре, на которых реализовано продукции на сумму свыше 300 млн. рублей. С начала текущего года проведено около 200 ярмарок. К ярмаркам в областном центре привлечены не только муниципальные, но и частные рынки. Кроме того, в большинстве муниципальных районов еженедельно проводятся ярмарки выходного дня.

Для сельхозтоваропроизводителей сформирован и размещен в открытом доступе специальный региональный реестр торговых мест. Он включает в себя более 3 тысяч торговых мест (в том числе 954 бесплатных) во всех районах Омской области и городе Омске. Вместе с тем около трети торговых мест остаются свободными.

Отдельно хочу отметить новую инициативу, направленную на стимулирование сбыта продукции местных сельхотоваропроизводителей. Это проект "Крестьянский продукт", который реализуется на территории двух муниципальных рынков города Омска. В рамках этого проекта организована ежедневная продажа свежей и качественной продукции товаропроизводителей из 16 районов области. Омичи получили возможность покупки деревенского молока, сыров и творога, мяса, дикоросов. Товаропроизводители могут самостоятельно привозить свою продукцию на рынок, также организован централизованный закуп на частных подворьях.

Считаю, что сегодня важно максимально задействовать возможности потребкооперации по закупу продукции у селян, возродить этот серьезный ресурс. Для этого с 2015 года региональным Правительством введена грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов и потребительских обществ на развитие их материально-технической базы.

Уверен, в ближайшем будущем это даст хорошую отдачу в виде роста объемов сельхозпроизводства, сельхозпереработки, занятости на селе, обеспечения омичей качественными продуктами питания по приемлемым ценам.

Уважаемые депутаты!

Активные преобразования сегодня происходят, пожалуй, в одной из самых значимых и сложных сфер – жилищно-коммунальном хозяйстве. Это базовая, обеспечивающая отрасль, которая предоставляет населению жизненно важные услуги, а экономике дает возможность бесперебойно функционировать и развиваться.

И здесь важно отметить, что отопительный сезон 2013–2014 годов мы прошли успешно, без сбоев и аварий.

Вместе с тем необходимо признать, что главнейшая наша задача – модернизация ЖКХ – осуществляется не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. А ведь от успешности ее решения напрямую зависит улучшение качества жилищно-коммунальных услуг.

Несмотря на принимаемые на федеральном и региональном уровнях меры, кардинальных изменений в этой отрасли пока не наступило. Проблемы ЖКХ стоят по-прежнему остро. Об этом свидетельствует и то, что больше всего вопросов от вас поступило именно по данной сфере.

В своей работе региональное Правительство уделяет ей большое внимание. Так, например, у нас уже сделаны первые шаги по привлечению частных инвестиций в сферу ЖКХ. В прошлом году частными инвесторами реализовано 30 инвестиционных проектов в 9 муниципальных районах пока на общую сумму 95 млн. рублей.

Для повышения эффективности отрасли в последние годы внесены существенные изменения в законодательство. Старые, неэффективные схемы работы заменяются новыми и пока еще непривычными механизмами.

Речь идет о внедрении концессионных механизмов для привлечения частных инвестиций, о новшествах в тарифном регулировании, о новой системе финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.

При этом нужно понимать, что ведется работа на долгосрочную перспективу и не ждать моментальной отдачи.

В прошлом году в Жилищный кодекс внесены изменения, предусматривающие переход к самой жесткой форме государственного контроля – лицензированию в сфере управления многоквартирными домами.

Это было сделано для защиты прав и интересов собственников жилья от некомпетентности, а зачастую и недобросовестности управляющих компаний.
До 1 мая 2015 года управляющие компании должны были пройти соответствующую регистрацию и получить лицензию. В противном случае они лишаются права осуществлять работы по управлению многоквартирными домами. Лицензирующим органом в Омской области была определена Госжилинспекция. На сегодняшний день (по состоянию на 1 мая 2015 года) приняты положительные решения на выдачу лицензий 131 управляющей компании из 318 зарегистрированных.

Оценить эффективность этих изменений прямо сейчас мы не можем. Насколько возрастет ответственность управляющих компаний, уровень конкуренции и качество предоставляемых ими услуг – вопрос будущего года.

Далее. Много вопросов и нареканий вызывала организация капитального ремонта многоквартирных жилых домов. Хочу рассказать о том, что делается Правительством Омской области в этой сфере.

Региональная система капитального ремонта формировалась на территории Омской области с конца 2012 года. Создан региональный оператор в лице Фонда капитального ремонта многоквартирных домов. Утверждена необходимая нормативная база, в том числе долгосрочная региональная программа капитального ремонта, включающая почти 8 тысяч многоквартирных домов, и краткосрочные планы её реализации.

К полноценной работе по исполнению своих функций региональный оператор приступил в октябре 2014 года, когда выставил первые квитанции за капитальный ремонт.

И как результат – получили шквал жалоб и претензий от наших жителей. Власти региона вынуждены были вмешаться в сложившуюся ситуацию и совместно с региональным Фондом уже в "ручном" режиме находить выход из сложившейся ситуации.

Были проработаны вопросы об открытии дополнительных терминалов оплаты Россельхозбанком, уточнены базы данных абонентов, создан абонентский отдел Фонда с представительствами в округах, а также центр по работе с телефонными обращениями граждан.

Кроме того, подготовлен и находится на рассмотрении в Законодательном Собрании Омской области проект изменений в региональный закон об организации проведения капремонта в многоквартирных домах. Этот законопроект предусматривает сокращение срока перехода собственников с общего счета регионального оператора на специальный счет с 1 года до 4 месяцев. Это позволит собственникам более оперативно управлять своими средствами. В ближайшее время желающие смогут перейти на специальный счет и при накоплении необходимых средств провести капитальный ремонт даже раньше срока, определенного региональной программой.

Хочу подчеркнуть самое главное – в рамках региональной программы капитальный ремонт начат. И это сегодня нужно делать!

В 2014 году на 475 домов подготовлены дефектные ведомости, собственники 262 домов согласовали сметы на проведение ремонта. Отобраны подрядные организации, и на 130 домах этапа 2014 года начались работы. Все эти дома будут отремонтированы до конца сентября текущего года.

Не менее актуальный вопрос для получателей коммунальных услуг – это утверждение нормативов их потребления и тарифообразование.

В течение 2014 года организована и проведена масштабная работа по сбору данных, расчету и утверждению нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.

Для обеспечения легитимности расчетов к оценке результатов работы были привлечены независимые эксперты и проведена экспертная оценка нормативов потребления.

Важную роль в обеспечении прозрачности и публичности этой работы сыграла деятельность Общественного Совета при Региональной энергетической комиссии Омской области. Впервые жителям региона в рамках работы Совета были представлены тарифные заявки наиболее крупных ресурсоснабжающих организаций. Представители общественности в формате живой дискуссии обсуждали структуру и содержание будущих тарифов, формировали свои рекомендации. В результате фактические значения тарифов, установленных на 2015 год, оказались значительно ниже предложенных организациями.

Это еще раз подтверждает, что сегодня необходимо развивать диалог с общественностью, усиливать её роль в процессах принятия ключевых управленческих решений в социальной и экономической сферах. Мною даны соответствующие поручения по созданию общественных советов во всех региональных органах власти.

В настоящее время такие советы уже работают при девяти органах исполнительной власти Омской области.

Еще несколько слов о тарифах.

С 2015 года у городских дачников появилась возможность сэкономить на электроэнергии в целом более 20 млн. рублей. Уже с 1 января дачники платят за электроэнергию по льготной цене с учетом понижающего коэффициента 0,7. Раньше эта льгота распространялась только на жителей сельской местности.

Также в прошлом году принят региональный закон, которым определен круг лиц, имеющих право на льготные тарифы. Это позволило ограничить рост платежей населения за коммунальные услуги предельными индексами. На компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям из областного бюджета предусмотрены субсидии в сумме 85 млн. рублей.

Кроме того, пяти газораспределительным организациям впервые на 2015 год установлен размер платы за технологическое присоединение к сетям, не превышающий 50 тыс. рублей. Это позволит сделать более доступным подключение газа как для жителей, так и для малых предприятий.

Данная мера позитивно отразится на уровне газификации нашего региона, который по состоянию на 1 января 2015 года составил 27,3 процента.
Всего в 2014 году в Омской области за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников построено порядка 418 км газопроводов различного назначения, газифицировано более 12 тыс. квартир, что на 36 процентов больше, чем в 2013 году.

Уважаемые депутаты!
В рамках своего доклада хотелось бы затронуть вопросы региональной транспортной системы, дорожного хозяйства, рассказать о мерах, принимаемых Правительством Омской области по их развитию.
Озвучу несколько цифр.

В 2014 году обеспечено содержание 10 тысяч километров автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Введено в эксплуатацию более 40 километров подъездных дорог к 13 сельским населенным пунктам – это на 32,5 процента больше, чем в 2013 году. Приобретена 41 единица техники для государственных предприятий дорожного комплекса Омской области.

В 2014 году открыта паромная переправа у поселка Белый Яр в Тевризском районе. Для транспортного обслуживания населения северных районов Омской области запущено 2 новых катера.

Заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Омской области и РЖД.

В прошлом году в регионе удалось сохранить пригородные электрички. В ситуации, когда многие регионы отказались от них, в Омской области по железной дороге в пригородном сообщении перевезено более 3 млн. пассажиров. Важность этого социального вида транспорта особо отметил Президент России в рамках "прямой линии".

Немаловажно, что пассажиры в прошлом и в текущем году оплачивают только 55 процентов от экономически обоснованной стоимости поездки, остальные средства компенсируются из бюджета региона. Рост стоимости перевозок на 2015 год не превысил рекомендованную Минтрансом России планку уровня фактической инфляции. В пределах 5 километров от Омска стоимость поездки, как и в прошлом году, осталась на уровне 16 рублей.

Реализация этих мер имеет высокое значение с точки зрения обеспечения социальной стабильности в Омской области, повышения качества транспортного обслуживания населения.

Уважаемые коллеги!

Приближается 300-летие города Омска.

В 2014 году на мероприятия по подготовке к празднику направлено 3,7 млрд. рублей, из которых 2,1 млрд. рублей составили федеральные средства.

Работа ведется по различным направлениям. В первую очередь, это модернизация социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

В рамках подготовки к юбилею уже проведены работы по реставрации 19 объектов культурного наследия федерального и регионального значения.

Завершено строительство уникального досугового комплекса "Птичья гавань", на Левобережье построен детский сад, а также образовательный комплекс, включающий школу и детсад.

Большое внимание мы уделяем спортивным объектам. В 2014 году открыт Центр олимпийской подготовки с отделениями единоборств и велоспорта. Он уже стал площадкой для проведения крупных областных и всероссийских соревнований по различным видам единоборств. Суперсовременный велотрек соответствует всем международным стандартам. В России известен только один велотрек такого уровня – в Москве, но он был построен более 30 лет назад. С тех пор ничего подобного в стране не возводилось.

Не менее важна транспортная и инженерная инфраструктура города. В прошлом году выполнена реконструкция городских магистралей, построены два путепровода через железнодорожные пути (по ул. Торговая, ул. 21-я Амурская).

Реконструированы Ленинские водопроводные очистные сооружения и построен крупный канализационный коллектор. Эти объекты сняли острые проблемы по водоснабжению и водоотведению в ряде районов города.

Для подготовки Омска к предстоящему юбилею мы стараемся объединить усилия органов власти, предприятий и общественности.

Один из ярких примеров – реконструкция улицы Чокана Валиханова. Это самый масштабный проект в сфере городского благоустройства. Реализовать его удалось без затрат регионального бюджета благодаря финансовой поддержке инвесторов. В итоге улица стала пешеходной, приобрела новый, современный вид. Следующим совместным шагом станет реконструкция исторической части города – улицы Ленина.

К юбилею многое сделано, но многое еще предстоит.

В наших планах – масштабная реконструкция исторического комплекса "Омская крепость".

Начата подготовка к реконструкции здания, в котором будут размещены музей имени Врубеля и культурно-образовательный центр "Эрмитаж-Сибирь". Проектная документация готова в полном объеме.

К юбилею города мы завершим реконструкцию здания театра "Галерка", а также капитальный ремонт Омского цирка.

Немало работы впереди и в сфере дорожного строительства. Дороги – это один из самых наболевших вопросов. К знаменательной дате мы планируем улучшить транспортные связи с новыми строящимися микрорайонами в Центральном, Советском и Октябрьском округах.

В этом году будет завершен крупный дорожный объект – западный обход города Омска. Он соединит федеральные дороги Тюмень – Омск и М-51, увеличит пропускную способность транспортной системы области и улучшит экологическую ситуацию в мегаполисе.

Что касается объектов социальной сферы. С учетом принятых изменений плана к юбилею будут построены еще два детских сада на Левобережье и две школы, при которых создадим группы для дошкольников.

Также рассчитываем завершить строительство главного корпуса Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского.

В сфере здравоохранения реализуем два крупных проекта. Речь идет о поликлинике на тысячу посещений в смену на Левом берегу Иртыша. Это будет первая поликлиника, построенная в Омске после 1990 года. Еще один объект – городская детская клиническая больница № 3, самая крупная за Уралом.

В сфере физкультуры и спорта мы поставили задачу – завершить в этом году строительство ледового дворца в Советском округе.

В процессе подготовки к празднику мы сталкиваемся и с определенными трудностями.

В связи со сложной экономической ситуацией мероприятия плана подвергнуты серьезному секвестру на федеральном уровне. В 2015 году из предусмотренных 5,6 млрд. рублей федеральных средств секвестировано 3,3 млрд. рублей. В областном бюджете дополнительные источники для замещения этих средств отсутствуют.

Наиболее проблемные вопросы связаны с реализацией трех крупнейших проектов – это строительство Красногорского гидроузла, Омского метрополитена и аэропорта "Омск-Федоровка". В постоянном контакте с федеральными министерствами мы прорабатываем все варианты по реализации этих проектов.

Завершая доклад, хочу еще раз подчеркнуть – события прошлого года и последнего времени в очередной раз показали, что мы имеем достаточный запас прочности, чтобы перешагнуть через все трудности.

Их преодоление и выход на новый уровень развития Омской области возможен только в конструктивном диалоге с представителями бизнеса и общества, в привлечении всех неравнодушных, талантливых жителей Омской области к принятию знаковых для региона решений, в совместном поиске и внедрении наилучших практик, которые станут залогом процветания всей Омской области и каждого ее жителя.

Уважаемые депутаты!

Благодарю вас за поддержку инициатив регионального Правительства, за объективное рассмотрение представляемых законопроектов, а также за постановку актуальных и злободневных вопросов, на которые я постарался ответить в ходе доклада.

Дополнительно в Законодательное Собрание направлены письменные ответы на все ваши вопросы.

Конструктивное взаимодействие с депутатским корпусом и совместные усилия во многом обеспечили достижение озвученных мной результатов. Вместе мы многое сделали и, уверен, сделаем больше. Главное – у нас есть понимание, по какому пути должен двигаться и развиваться наш регион. Давайте вместе, проявляя гражданскую ответственность, работать на благо Омской области и омичей!

Благодарю за внимание.

Скачать PDF формат

Создание сайта
Проблема с господдержкой предпринимателей - напишите об этом