24 октября 2013 года
«Основные направления бюджетной, экономической и социальной политики Омской области на 2014 год»
Уважаемые депутаты!
Уважаемые приглашенные!
Бюджетная политика Омской области на 2014 год полностью предопределена двумя стратегическими направлениями.
Первое, это исполнение «майских указов» Президента Российской Федерации.
Второе, это переход к активной фазе реализации Стратегии Омской области, принятой в июне этого года.
Мы исходим из того, что активная социальная политика Омской области должна быть направлена, прежде всего, на рост благосостояния и увеличение заработной платы работников бюджетного сектора: учителей, педагогов дошкольного образования, врачей, работников культуры и других. Это приоритетная и важная задача следующего года.
Сразу скажу, что расходы на социальную политику составят около 80 процентов от прогнозируемого объема доходов областного бюджета следующего года. Таким образом - нам необходима жесткая НАЦЕЛЕННОСТЬ на реализацию стратегических направлений, установленных Указами Президента России и нашей Стратегией. Для этого в следующем году мы вынуждены будем сократить иные направления расходов, в том числе приостановить некоторые стройки. Но поставленные перед нами задачи требуют этого.
В числе приоритетных направлений расходов по «майским» указам - обеспечение садиками детишек в возрасте от 3 до 7 лет. В этом году мы работали по 13 объектам, в том числе строили 3 садика. В следующем году нам предстоит построить еще 14 детских садов. Это очень напряженная задача. По данному направлению мы активно привлекаем частных инвесторов, готовим площадки, ведем переговоры по организации концессии. Успешных и масштабных проектов в Омской области с частными инвесторами пока немного, но нужно работать. В рамках концессионных соглашений планируем привлечь около 10 миллиардов рублей. Расходы на их обслуживание в бюджете еще не заложены. Мы просчитываем конечную составляющую.
С учетом необходимости обеспечения финансированием названного ранее направления, а также с учетом того, что объем дефицита приблизится к максимально допустимым Бюджетным кодексом 15 процентам, нам нужно четко понимать, что больше денежных средств брать мы не будем. Если объем заемных средств в этом году составлял 52 процента от доходной базы, то в следующем году мы выйдем на уровень 70 процентов. Мы сейчас можем ответственно сказать - это предельные величины. Дальше увеличивать наш госдолг мы не можем, нужна кропотливая и системная работа по повышению ЭФФЕКТИВНОСТИ и введению жесточайшего режима экономии. Данная работа в следующем году коснется всех без исключения министерств и подведомственных учреждений. Причем сэкономленные средства мы предлагаем направлять, прежде всего, на обеспечение дополнительных потребностей по «майским» указам и на финансирование бюджета развития, необходимого для формирования таких точек роста, которые завтра станут доходами областного и муниципальных бюджетов.
Для этой цели поручаю экономическому блоку Правительства организовать планомерную работу по снижению издержек, внедрению методов бережливого производства, в первую очередь, на подведомственных предприятиях. Требую от руководителей всех без исключения министерств, подведомственных организаций во всех секторах, независимо - дорожное хозяйство или культура - в ближайшее время в инициативном порядке развернуть работу по снижению издержек, повышению эффективности и борьбе с воровством и «черным» рынком. Требую избежать при этом формализма и борьбы за чистоту мундира. Сразу хочу сказать, что данный фактор будет одним из решающих в оценке деятельности руководителей в следующем году. С худшими мы расстанемся со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Помимо этого, остро стоит задача повышения роста доходной части бюджетов всех уровней. Давайте внимательно посмотрим, где соответствующие резервы доходов бюджетов. Насколько, например, оптимально организована система пассажирских перевозок как в области, так и в городе. Все ли платят при этом законно установленные налоги? По моим данным, здесь есть резервы и наша задача - их взять. Я буду просить наши компетентные федеральные структуры обратить внимание на такого рода вопросы.
Это сложнейший масштаб работы. Я не мыслю ее без активной позиции наших ключевых руководителей - министров, глав муниципальных образований, руководителей областных и муниципальных предприятий и неравнодушия простых омичей. На первый план выходит инициативность, ПРОАКТИВНАЯ позиция. Я предлагаю в ближайшие 3 месяца разработать соответствующую нормативную базу, которая бы позволила реализовывать проекты в формате «народного бюджета». Такой опыт уже есть в ряде регионов России. Это когда обычные граждане могут по установленной процедуре при поддержке бюджета реализовывать интересные для жизни омичей проекты. Например, в дополнение к тому перечню мер, которые намечены к 300-летию города Омска - я не имею в виду стройки - мы могли бы профинансировать лучшие проекты, предложенные омичами по подготовке к этому празднованию. Источником «народного бюджета» также может стать работа по снижению издержек.
Главы муниципальных образований сами должны стать непосредственными участниками реализации Стратегии развития области. Сейчас идет большая дискуссия о роли муниципальных образований, о повышении эффективности в муниципальном управлении. Давайте признаем - можем ли мы себе позволить иметь в районе области с населением 27 тысяч человек больше депутатов, чем в городе-миллионнике? Я считаю, что мы не настолько богаты! Я уже дал поручение о подготовке соответствующей законодательной инициативы, но без понимания и без вашей поддержки мы вряд ли сможем добиться успеха в этом сложнейшем вопросе.
Обращает на себя внимание статья знаменитого омича Юрия Яковлевича Глебова «Нужны ли Омской области 32 нахлебника?». Вопрос уже предполагает ответ - нам нужны успешные районы, муниципальные программы должны четко коррелировать со Стратегией развития региона. Я также рекомендовал бы привлечь к разработке и обсуждению таких программ общественность: экспертов, бизнес, активных граждан, которые готовы давать предложения - через систему краудсорсинга, как это было сделано областью при подготовке нашей Стратегии. Предлагаю завершить эту работу до конца первого полугодия следующего года, чтобы мы могли оценить и по возможности учесть наработки каждого района в бюджетном цикле.
Но как говорится в народной мудрости, можно завести лошадь в озеро, но нельзя ее заставить пить. Можно о многом говорить на областном уровне, но если не будет понимания и встречного движения снизу, больших результатов достичь будет невозможно.
Особо скажу при таких серьезных ограничениях в расходной части бюджета о роли частных инвесторов в развитии экономики и социальной инфраструктуры. Мы находимся в предельно конкурентной ситуации, даже я бы сказал в борьбе за частные инвестиции с другими регионами и странами. Мы сильно отстаем в этом вопросе, а это колоссальный ресурс для развития, повышения эффективности, при этом мы рассчитываем на поддержку инвесторов в вопросах развития социальной инфраструктуры и, прежде всего, на селе.
Но для того, чтобы был успех, нам нужно учиться работать с инвесторами, нужны базовые знания. И конечно, нужна инициатива и большое желание, которые будут нами поддерживаться. При этом Главы муниципальных образований тоже должны понимать, что это и их зона ответственности. Поэтому, когда ко мне пришел Глава Азовского района и сказал, что он готов привести инвестора, но с ним надо поработать, убедить его, я и мои коллеги отложили все дела. Это один из примеров инициативы Главы. Я хотел бы, чтобы таких инициатив было больше.
Несколько слов о текущем, 2013 годе. В плане экономических трендов и в плане исполнения бюджета год идет сложно.
И все-таки я не склонен однозначно негативно оценивать развитие региона. Безусловно, есть снижение показателей, но есть и движение вперед по ряду важных для нас направлений, которые были определены в Послании прошлого года.
В целом по году в промышленности прогнозируем рост не менее 3 процентов, это больше, чем результат 2012 года (102,3%) и выше оценок среднероссийского показателя (100,7%). В результате увеличения гособоронзаказа, реализации программ техперевооружения в этом году идет улучшение ситуации в организациях оборонно-промышленного комплекса. У них значительно выросла производительность труда, загрузка мощностей и, как следствие, прибыль. В регионе в этом году собрано порядка 3,6 миллионов тонн зерна.
Однако показатели эффективности бизнеса ниже прошлого года, в первую очередь за счет роста убытков. В большей степени это коснулось производства напитков в результате падения национального рынка этой продукции. Ряд других ключевых секторов региональной экономики также не показывают высоких темпов прошлого года. Под влиянием сложившейся ситуации просела динамика поступлений в консолидированный бюджет региона по налогу на прибыль. Частично компенсировать падение удалось за счет принятых мер по увеличению производства подакцизной продукции.
Что сделано, и что нужно сделать для реализации стратегических направлений?
Прежде всего, нам нужна новая экономическая политика, в основе которой, как я уже сказал ранее, НАЦЕЛЕННОСТЬ на реализацию стратегических задач, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, экономия и ПРОАКТИВНОСТЬ.
Уважаемые депутаты!
Что конкретно предлагается в рамках этой политики?
Первое. Уже реализованы законодательные инициативы по развитию региональной системы поддержки инвесторов. Такая система, по сути, является новаторской и стимулирует бизнес не только к развитию действующих производств, но и к созданию новых. Естественно эта система не может быть статичной. Работа по ее совершенствованию должна идти постоянно, при этом не по принципу «вдогонку» за ситуацией, а на опережение.
В настоящее время идет разработка Стандарта деятельности органов исполнительной власти области по созданию благоприятных условий ведения бизнеса в регионе.
Начинают работать инструменты развития инвестиционной деятельности - Корпорация развития Омской области. Так, сейчас Корпорация занимается проектами строительства по концессии детских садов. Это не только первый опыт для Омской области, но и первый в России. Ведется подготовка к освоению 20 площадок.
Второе. Для размещения новых производств подготовлено 50 инвестиционных площадок с готовой инженерной и транспортной инфраструктурой на землях областной и муниципальной собственности. Но иметь паспорта площадок недостаточно, нужно обеспечить их продвижение и целевой поиск инвесторов. Чтобы все понимали, это не личный проект Правительства Омской области, а всех заинтересованных лиц. Для максимального вовлечения в оборот инвестплощадок необходимо активизироваться местным администрациям, главам поставить в приоритет поиск заинтересованных компаний, бороться за инвестора, обеспечивая максимально короткие сроки административных процедур и согласований. Развитие муниципальных территорий - это ответственность местных властей. Инвестор придет туда, где обещанное исполняется, где заинтересованность демонстрируется делами. Только в таком режиме совместной работы благоприятный инвестиционный климат перестанет быть просто словами, а будет являться визитной карточкой Омской области.
Дополнительно обращаюсь к ресурсоснабжающим организациям - поставьте в приоритет реализацию собственных инвестиционных программ для создания необходимой инженерной инфраструктуры, направленной на создание новых производственных мощностей. Мы все ответственны за экономический рост в регионе и для развития производительных сил не должно быть препятствий.
Третье. С крупными компаниями региона должны быть заключены стратегические соглашения, которые позволят привлечь дополнительные инвестиции для реализации в первую очередь инфраструктурных, социальных проектов и проектов в сфере ЖКХ. В транспортной отрасли уже есть практические шаги - недавно было заключено соглашение о реализации проекта по строительству сети станций газомоторного топлива со структурами, входящими в ОАО «Газпром».
На новую фазу выходят взаимоотношения с федеральными промышленными холдингами, наша цель - развернуть их стратегии внутрь Омской области, направить их на максимальное развитие омских компаний. Принятые «федералами» стратегии, к сожалению, готовились и принимались без учета многих наших интересов. Мы должны ликвидировать этот пробел, заинтересовать их руководство в развитии омских площадок. Мы понимаем необходимость и готовы реально помогать нашим директорам предприятий бороться за дополнительные заказы. Чтобы интересы области учитывались, мы обращаемся к головным организациям с предложением о включении в советы директоров омских предприятий представителей Правительства области для участия в стратегическом развитии наших промышленников.
Четвертое. Нам важны партнерские отношения с бизнесом. Область готова брать на себя обязательства по поддержке предпринимателей при условии полного исполнения ими своих.
Мы видим большой потенциал в использовании государственно-частного партнерства. В этом нас поддержал Президент России Владимир Владимирович Путин на заседании Государственного совета по вопросу повышения эффективности бюджетных расходов.
Нами взят твердый курс на частные инвестиции в бюджетной сфере. Для нас это абсолютно понятный тройной эффект: во-первых, это разгосударствление бюджетной сферы, снижение госрасходов на создание инфраструктуры; во-вторых, это развитие частного предпринимательства, активизация бизнеса на новом поле традиционно бюджетных услуг; в-третьих, время начала предоставления самих услуг населению значительно ускоряется, так как новые объекты будут гарантированно введены в нормативные сроки.
Этот же инструмент нужно активно задействовать и в модернизации ЖКХ. Вопрос будет решаться специально созданной рабочей группой под моим руководством.
При формировании адресной инвестиционной программы на предстоящий период мы исходили из задачи обеспечения финансированием вводных строек, в первую очередь, тех, на которые привлечены федеральные источники. Окончание строительства остальных объектов максимально должно вестись на принципах государственно-частного партнерства, с привлечением внебюджетных средств.
Задача поиска всех возможных источников внебюджетного финансирования была поставлена перед министерствами и при разработке государственных программ, которые увязывают между собой параметры бюджета с отраслевыми направлениями. Это наш принципиальный подход и один из критериев оценки работы госслужащих, так называемый ключевой показатель эффективности. Все руководители органов власти с 1 января перейдут на «эффективные контракты», одним из ключевых показателей эффективности в которых будет объем привлеченных внебюджетных средств в экономику области, количество реализованных в отрасли инвестиционных проектов. К разработке такой системы оценки мы уже приступили. Вся работа органов власти должна быть направлена на достижение целей Стратегии, а не на их «рассеивание». И ключевая цель, в том числе, частные инвестиции.
Пятое, что включает новая экономическая политика.
Это вывод «неэффективных расходов» бюджета, с целью направления их в перспективе на развитие «точек роста» Стратегии. В своем Бюджетном послании Владимир Владимирович Путин отметил, что модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности.
Масштабная работа ведется по оптимизации сети организаций социальной сферы. Но не надо это понимать, как простое сокращение.
Необходимо отказаться от реализации затратных и малоэффективных мероприятий в бюджетной сфере, продолжить преобразования в организации деятельности учреждений, сохранив и улучшив при этом качество оказания услуг. Планируется вывод на аутсорсинг, привлечение к оказанию социальных услуг негосударственных организаций.
Уже в текущем году субсидии из областного бюджета получат частные дома-интернаты, что позволит при меньших затратах снизить очередность в действующие учреждения соцобслуживания. В перспективе стоит внедрение новой формы социальной поддержки - приемной семьи для пожилого человека.
Серьезный резерв повышения эффективности расходов в здравоохранении - это привлечение негосударственных учреждений к оказанию омичам бесплатной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной. Уже сегодня мы используем возможности ряда частных клиник для выполнения программы обязательного медицинского страхования.
Одним из перспективных направлений в этом плане является развитие социального предпринимательства. В частности, омский Центр инноваций социальной сферы является первым в России. Он начал свою деятельность в 2011 году. За два года работы Центр смог привлечь ресурсы для своего развития из различных источников, в том числе частные инвестиции. В результате в регионе формируется эффективная модель поддержки и развития предпринимательского сектора, ориентированного на осуществление социально значимой деятельности - модель, которую тиражируют по всей стране.
Социальная сфера становится все более привлекательной для инвесторов. В настоящее время прорабатываются предложения инвесторов о строительстве нового частно-государственного реабилитационного центра, который сможет обеспечить медицинское обслуживание жителей региона с использованием самых современных технологий.
Шестое. Развитие региона должно базироваться на технологиях сегодняшнего дня, а лучше завтрашнего. При этом все понимают, что устаревшие технологии на первом этапе стоят, наверное, дешевле, но это работает лишь в краткосрочной перспективе. Поэтому мы должны стимулировать развитие наукоемких секторов экономики - нефтехимии, газохимии, оборонно-промышленного комплекса, сектора космических технологий. В каждом из этих секторов у нас есть лидеры национального и даже международного уровня. Они уже имеют хорошие стартовые позиции. Нам нужно усилить эти организации и закрепить их позиции в технологиях. Это даст качественный импульс развитию смежных предприятий, в том числе и малого инновационного бизнеса, трансферу технологий двойного назначения в сферу их коммерциализации.
Концепции ключевых кластеров уже в высокой степени готовности и будут утверждены до конца года. Главной опорой создания и развития кластеров станет усиление внутренней кооперации и производственных связей местных предприятий. Правительство готово выступить тем необходимым интегратором и коммуникатором для обеспечения максимально эффективного процесса взаимодействия. Мы исповедуем курс на «открытые инновации» - это обмен технологиями малотоннажного производства узлов и материалов, становление и большую специализацию смежных технологических процессов, сокращение неэффективных внутренних процессов производства, которые можно заказать у своих «соседей». Много разработок сегодня лежат без движения, так как неинтересны для крупных предприятий, и порой никому не известно об их наличии, при этом мы сегодня видим и выявляем потребность в таких идеях у смежников. Мы ставим перед собой цель обеспечить распространение инновационных разработок через механизм создания малых инновационных совместных компаний.
Инновационная экономика, производство высокотехнологичной продукции с большей долей добавленной стоимости - это наш вектор дальнейшего развития.
Сейчас активно ведется работа по созданию первого технопарка, ориентированного на новые технологии в сфере нефтепереработки, катализаторов, технического углерода, газохимии. Это будет центр прикладной науки и создания современных мировых технологий в отрасли.
Для инноваций необходимы ресурсы, а точнее механизмы их привлечения. И здесь венчурный капитал один из наиболее предпочтительных вариантов. Со следующего года такой фонд в Омской области будет создан. Работа венчурного фонда будет направлена на инвестиции в капитал малых инновационных компаний. На 1 рубль бюджетных средств венчурного фонда возможно привлечь 3 рубля федеральных и внебюджетных средств. Такой фонд с минимальным объемом около 400 миллионов рублей станет серьезным подспорьем инноваций.
Также мы делаем ставку на инфраструктурную поддержку малых и средних производственных компаний, уже готовых к внедрению современных разработок. В 2014 году будут подготовлены 2 проекта индустриальных парков в рамках кластеров нефтепереработки и нефтехимии и высокотехнологичных компонентов и систем. Именно там будут созданы необходимые условия будущим резидентам. Сегодня Правительством и промышленными компаниями ведется активный и достаточно успешный поиск резидентов, в том числе, иностранных компаний.
Новации коснутся и агропромышленного комплекса. Изменение подходов в государственной поддержке агропромышленного комплекса - это путь повышения эффективности для отрасли. Прежде всего, имеется в виду рост производительности труда, конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках с учетом вступления России в ВТО.
Седьмое. В рамках поддержки сектора малого предпринимательства будет продолжено субсидирование по 10 направлениям. В их числе субсидии по договорам лизинга, на оборудование для создания и модернизации производств, субсидии на частные детские сады, а также на развитие проектов по дикоросам. Начинающим предпринимателям также будут предоставляться гранты.
Сохранятся в бюджете расходы на развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. Прежде всего, на развитие Омского регионального фонда поддержки предпринимательства, с упором на реализуемый им продукт «гарантийного фонда». Это один из самых эффективных на сегодня инструментов, при котором на 1 рубль капитализации идет привлечение 7 рублей кредитных ресурсов для малых и средних компаний. На настоящий момент под поручительства Фонда выдано почти 4 млрд. рублей кредитных средств.
Восьмое. В этом году региональным Минсельхозом начата реализация программы развития молочного животноводства за счет проведения модернизации, реконструкции и строительства современных высокотехнологичных комплексов.
В целях дальнейшего углубления и расширения переработки продукции растениеводства нам крайне необходимо увеличение элеваторных емкостей, современных мельниц, предприятий и цехов по переработке крупяных и масличных культур.
Одна из важнейших задач - диверсификация сельхозпроизводства, уход от монокультуры пшеницы в пользу увеличения посевных площадей пивоваренного ячменя, кормовых, бобовых и масличных культур, льна-долгунца. Идти именно по этому пути сельхозтоваропроизводителей вынуждают такие факторы, как нестабильность цен на зерно и ведение сельскохозяйственной деятельности в зоне рискованного земледелия.
Учитывая качественные характеристики сибирского зерна и удаленность от рынков сбыта, мы должны приложить максимум усилий на переработку сырья внутри региона. В связи с этим необходимо развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, что позволит расширить рынки сбыта готовой продукции, насытить внутренний рынок.
Реализация крупных высокотехнологичных проектов в сельском хозяйстве - наша ключевая задача. Сегодня мало поддерживать мини-производства на селе. Нужно создавать новые крупные предприятия, в которых есть все для полного цикла производства и выпуска продукции самого высокого качества.
Омская область имеет уникальные для России конкурентные преимущества в профиците цельного молока. Правительством ведется активная работа по поиску технологического партнера и инвестора для строительства еще одного крупного молочного завода для переработки 200-300 тонн молока в сутки. Таким образом мы можем максимально обеспечить переработку внутри области. Это будет серьезным стимулом оставлять молоко в области, не вывозить в другие регионы.
Особое внимание будет уделено предприятиям мясного животноводства, реформированию рыбной отрасли региона.
Основной механизм качественно нового развития - создание агропромышленного кластера.
Это приобретает огромное значение в связи с присоединением России к Всемирной торговой организации и принятием новых механизмов внутренней поддержки сельского хозяйства. В 2014 году будет запущен проект внутренней продовольственной помощи населению Омской области, который сконцентрирует средства социальных министерств области на программе стимулирования приобретения продукции местных сельхозтоваропроизводителей, что сможет обеспечить приток в отрасль дополнительно более 4 млрд. рублей. В рамках этого масштабного проекта также будет создан производственно-логистический центр, концепцию функционирования которого сегодня прорабатывается.
Уважаемые депутаты!
Мы продолжим реализацию стратегических направлений модернизации здравоохранения и образования.
С 2014 года впервые в программу государственных гарантий вводится новый профиль медицинской помощи - «медицинская реабилитация», которая будет оказываться как амбулаторно, так и в центрах восстановительного лечения и специализированных отделениях.
Предстоит переход на детализацию территориальной программы оказания медицинской помощи населению и её информационного сопровождения, в том числе на уровне каждой поликлиники и больницы. Конкретно какие процедуры и обследования предоставляются по полису ОМС либо за счет бюджета, в какие сроки, сколько ждать плановой госпитализации. Будут совершенствоваться технологии Интернет-записи на прием к врачу, автоматизированного учета льготного лекарственного обеспечения. Все это мы должны сделать.
Четкая организация работы всей сети государственных учреждений здравоохранения позволит расшить «узкие места» и наиболее эффективно использовать имеющиеся материальные и кадровые ресурсы отрасли для повышения качества оказываемых медицинских услуг.
Жизнь человека - это огромная ценность. Тем большую обеспокоенность вызывают участившиеся случаи жестокого обращения с детьми, рост подростковой преступности. Мною уже поставлена задача Министерству образования по укомплектованию всех школ штатами психологов, социальных педагогов. Мы должны выстроить систему раннего выявления и практической помощи в решении конфликтных ситуаций детям, находящимся в социально опасном положении.
В сфере образования дальнейшее развитие получат меры выявления и поддержки молодых талантов и педагогов, работающих с одаренными детьми. Продолжится внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, широкое использование возможностей обучения по индивидуальному учебному плану, дистанционных образовательных технологий, реализация сетевых проектов.
Обучение по программам профессионального образования будет организовано в рамках создаваемой системы отраслевых образовательных кластеров. Научно-исследовательские организации и предприятия региона станут «базой практик» и получат возможность участвовать в формировании специалиста в соответствии со своими потребностями и перспективами развития. Сегодня эта работа ведется. Нужно расширять это направление. Дальнейшее развитие получит проект «Омский региональный электронный университет», объединивший ведущие вузы в целях формирования единого научно-образовательного пространства.
Совместно с классическим университетом и омским государственным техническим университетом ведется работа по проектам создания ресурсных центров под программы, заказчиками которых станут промышленные предприятия региона, испытывающие острый дефицит профессиональных кадров.
Сегодня достигнуто соглашение о создании Сибирской Академии управления совместно с Корпоративным университетом Сбербанка России с привлечением преподавателей и экспертов международных бизнес-школ.
В следующем году, объявленном Годом культуры в Российской Федерации, мы запланировали ряд ключевых мероприятий. На федеральном уровне поддержано строительство Центра культурного развития в Калачинске, объединяющего образовательный, выставочный и театрально-зрелищный комплексы, а также современный медиа-центр. Уже осуществляется подготовка к реализации проектов культурного сотрудничества, выставочных музейных проектов, предусмотрены меры по поддержке культуры села.
Предстоит многое сделать для продвижения туристического продукта Омской области, создания необходимой инфраструктуры развития различных форм туризма: делового, культурно-познавательного, экологического.
В феврале следующего года область будет презентована на Олимпиаде в Сочи. Это хорошая возможность представить мировому сообществу омский потенциал, привлечь внимание к нашему региону.
Уважаемые депутаты! Приглашенные!
Общие задачи по развитию региона в целом не будут эффективно решаться, если каждый из нас будет видеть только свои проблемы. Для устранения «болевых точек», которых хватает на каждом уровне власти, в первую очередь, необходимо обратить внимание на имеющиеся собственные резервы.
Уверен, мы совместно найдем реальные решения, и они сработают на благополучие омского Прииртышья.
Благодарю за внимание.