Омская область - центр пересечения важнейших транспортных путей.
Омская область имеет выгодное транспортно-географическое положение, располагаясь на линиях прямых маршрутов между Азией и европейскими странами. Находясь на пересечении важных транспортных коридоров, соединяющих Европу с Дальним Востоком, Казахстаном и Китаем, и крупного водного пути, Омская область имеет все предпосылки для создания крупнейшего в Сибири транспортно-логистического центра.
Транспортная инфраструктура Омской области:
общая протяженность 729,9 км;
крупные федеральные автомобильные автомагистрали Р-402 Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск, Р-254 Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск (часть европейского маршрута E30 и азиатского маршрута AH6), А-320 Омск – Черлак – граница с республикой Казахстан (часть европейского маршрута E127 и азиатского маршрута AH60);
обеспечение грузопотока в направлении Европа - Казахстан - Средняя Азия;
доставка 1 т груза из Омска до Москвы – от 5 тыс. рублей;
объем перевозимых грузов автомобильным транспортом организаций более 18 млн тонн, из них междугородные перевозки более 4 млн тонн, международные перевозки более 9 тыс. тонн.
общая протяженность по территории Омской области 1209 км;
7 грузовых дворов с площадками для хранения и складами, 25 ж/д станций;
доставка 1 т груза из Омска до Москвы – от 3 тыс. руб;
обеспечивает соединение западных и восточных районов страны: магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ и 5 федеральных округов;
международное сообщение: на востоке, магистраль обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, на западе - через российские порты и пограничные переходы – в европейские страны.
входит в тридцатку лучших российских аэропортов по перевозкам пассажиров, грузов и почты;
включен в перечень 52 аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий РФ;
1 грузовой терминал со складами и открытыми эстакадами;
ежегодный пассажиропоток более 1,4 млн. чел, объем грузоперевозок – более 3 тыс. тонн;
География полетов: города России и СНГ, страны дальнего зарубежья – Греция, Турция, Таиланд, Вьетнам, Тунис, Болгария, Кипр.
внутренние водные пути Омской области попадают в опорную сеть внутренних водных путей РФ;
Обь-Иртышский бассейн имеет связь с Казахстаном и Китаем;
обеспечивается выход Омской области на Северный морской путь и на Азиатско-Тихоокеанский регион;
АО «Омский речной порт» - крупный транспортный узел Омской области;
развитая имущественная база речного порта - свыше 100 единиц флота, механизированные грузовые причалы, складские площадки и помещения;
речной порт обеспечивает: отправление грузов внутренним водным транспортом более 2,8 млн тонн в год, в том числе в районы Крайнего Севера более 450 тыс тонн; грузоперевозки между Россией и Казахстаном с объемом более 150 тыс.тонн/год.
Основные направления и возможности развития:
создание пассажирского и логистического мультимодального хаба «Омск-Федоровка», с возможностью обеспечения комплексной транспортировки: воздушной, автомобильной, водной и железнодорожной, в том числе строительство контейнерного терминала для железнодорожных перевозок;
переключение грузопотоков на внутренний водный транспорт – развитие судоходства с возможностью обеспечения выхода по речному пути на Северный морской путь;
развитие дорожной инфраструктуры – строительство Северного обхода г. Омска, автомобильной дороги Тобольск-Тара-Омск;
строительство ж/д инфраструктуры, оптимизация путей подвоза грузов, развитие ж/д сообщения по среднеазиатской ветке;
расширение и развитие маршрутной сети воздушного транспорта.